Российский «Атом» – первый отечественный электромобиль

Электрический транспорт – одно из самых перспективных направлений в развитии автомобилестроения. Попытки создания электромобилей предпринимаются в том числе и в России, правда, до сих пор они оказывались более чем неудачными. Тем не менее очередной проект, открытый при непосредственном участии КАМАЗа, может перерасти в нечто материальное и полезное. В первой половине мая 2023 года широкой общественности продемонстрировали городской электромобиль «Атом».

Не столь давние отголоски

Электромобиль «Атом» является детищем АО «Кама», что вызывает вполне определённые ассоциации с громким электрическим пшиком под названием «Кама-1». Автором его являлся СПбПУ, активно сотрудничавший с КАМАЗом. В результате этой весьма туманной деятельности должен был родиться на свет электромобиль, пригодный к серийному производству, что, в принципе, и обозначалось в техническом задании. Тем не менее представленный в 2020 году прототип «Кама-1» был чем угодно, но только не предсерийным образцом.

По своей сути это был экспериментальный электромобиль, совершенно не готовый, чтобы пойти в серию. В нём были использованы «штучные» технологии, чьё внедрение в производство стоило бы неоправданно дорого. Вполне ожидаемо, что машина так и осталась концепцией. Между тем идею никто и не думал задвигать в долгий ящик. По всей видимости, была проведена большая работа над ошибками, а для реализации нового проекта в середине 2021 года было создано акционерное общество «Кама», базирующееся в Набережных Челнах. Конечно, название это может ввести в заблуждение, но компания не имеет никакого отношения к предыдущему проекту. Скорее, это дальнейшее развитие концепции и совершенно новый на неё взгляд.

Что из себя представляет «Атом»

Отечественные производители, независимо от сферы их деятельности, не любят раньше времени делиться своими планами и какими-либо техническими деталями собственных проектов. Это держит людей в напряжении и заставляет их сочинять разные небылицы. АО «Кама» тоже не спешит раскрывать свои секреты и оставляет большой простор для воображения. Тем не менее кое-что о новом электромобиле уже известно.

«Кама» фактически взялась за разработку универсального транспорта, который может выступать в роли и частного, и коммерческого легкового транспорта. С последним всё понятно, водители получат в своё распоряжение электромобиль, способный удовлетворить практически все повседневные нужды, а вот для использования в коммерческой сфере деятельности он подвергнется целому ряду модификаций. Здесь основное его предназначение – служба в таксопарках. При этом переднее пассажирское кресло может исчезнуть совсем, а вместо него оборудуют дополнительную площадку для перевозки багажа. К тому же стандартную обивку заменят самой дешёвой из имеющихся. «Атом» также может использоваться в качестве курьерской машины для развоза сравнительно лёгких отправлений. Тогда пассажирские сиденья вообще будут не нужны, вместо них сделают вместительный грузовой отсек.

По словам представителя «Камы», это будет городской автомобиль для широкого круга потребителей. Детали, разумеется. Никто не приводит, но из представленной информации можно сделать несколько интересных выводов. Предполагается, что городской автомобиль используется по большей части для поездок в пределах городской черты, к примеру, на работу, в магазин или по личным делам. При этом не приходится преодолевать слишком большие расстояния, а зарядные станции всегда находятся в пределах досягаемости. Такой машине не нужна слишком большая батарея, очень высокая скорость или повышенная проходимость, из её комплектации вообще можно безболезненно убрать большую часть дорогостоящих опций. Остаются лишь удобный салон и базовая комплектация для комфортного вождения.

С одной стороны, водитель получит приличный электромобиль, в котором нет совершенно ничего лишнего, с другой же, цена сразу же опустится до приемлемого уровня. Конечно, слишком дешёвым электрокар быть не может, аккумуляторный блок на литий-ионных ячейках – удовольствие недешевое, поэтому больших чудес ожидать не приходится, но и запредельной стоимость тоже не будет. Производитель, к сожалению, не озвучивает даже примерные цифры. О характеристиках электромобиля тоже сказать ничего нельзя. На текущий момент над ним ведутся активные работы, поэтому итоговые результаты будут известны позже, а своими прогнозами производитель не делится, хоть они наверняка уже имеются.

Тем не менее разработчики будут стремиться к выполнению технического задания, а согласно ему радиус действия «Атома» должен составлять 500 километров на одной зарядке, а максимальная скорость – 170 км/ч. конечно, не факт, что этих показателей удастся достигнуть, но за ориентир их вполне можно принять. Разработкой тяговой батареи занимается компания «Рэнера», которая является подразделением государственной корпорации «Росатом», а собирать их планируют в Калининграде.

Чего ожидать от внешнего вида и оснащения

В мае 2023 года широкой общественности продемонстрировали прототип «Атома». Вероятно, создатели недолго думали над его типом и решили выпускать кроссоверы, поскольку те пользуются всё возрастающей популярностью и уже показали себя самыми полезными городскими автомобилями. Представленный электромобиль обладал современным дизайном и на удивление совсем простым салоном. Управление большей частью функций вынесли на экран медиасистемы, расположенный на рулевом колесе. Передняя же панель осталась совершенно пустой.

Одно из интересных дизайнерских решений – открывающиеся от центра двери, но для массового автомобиля это далеко не лучшее решение. Отсутствие средней стойки намного снижает жесткость конструкции и подвергает опасность жизни водителя и пассажиров. К тому же случайно открывшуюся дверь может попросту оторвать встречная машина. Поэтому в серийной версии конструкцию наверняка изменят и приведут к стандартному виду. В целом электромобиль получился симпатичным, его экстерьер разнообразили светодиодными вставками и чёрным пластиковым обвесом. Насколько он изменится к окончанию разработки, сказать сложно, но пока что результат можно считать более чем удовлетворительным.

«Атом» получит современное оснащение, а его бортовая система будет работать на основе Atom OS собственной разработки. Без защиты её не оставят, в программный комплекс войдут решения от Лаборатории Касперского, включая и программный файервол. Планируется, что электромобиль можно будет интегрировать в городскую транспортную систему, активно взаимодействующую с бортовой навигацией. Интегрированный проекционный экран будет на лобовом стекле отображать навигационные метки, указания водителю относительно проложенного маршрута, важную информацию о городской и дорожной инфраструктуре и многое другое. Помимо этого, электромобиль «Атом» получит системы активной безопасности, электронных помощников, систему ESP и ABS, климат-контроль, полный электропакет, подушки безопасности, подогрев сидений и прочие современные опции. Старт продаж пока что планируется в 2025 году, но подготовкой производственных мощностей ещё не занимались. О том, на каком заводе будут собирать электромобили, данный тоже нет, но в Набережных Челнах находится завод, ранее принадлежавший «Форду». Возможно, задействуют его. На 2023 год запланированы работы по тестированию ходовой части, тяговой батареи и энергосистемы. Как заявляет производитель, последняя уже готова, а её работой с ней занимается российско-китайская команда в Поднебесной. Относительно силовой установки точной информации нет, но в неё войдёт один электродвигатель, а в перспективе – два мотора, по одному на каждой оси.

Новые технологии внедряются в том числе и в грузовой транспорт, к примеру, специалисты КАМАЗа создали первый отечественный грузовик на водородном топливе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓