Як-40 был лучшим самолётом СССР, но есть нюанс

Из всех гражданских самолётов, построенных во времена Советского Союза, одним из самых интересных и противоречивых является Як-40. Одни его считают едва ли не лучшим за всю историю самолётостроения, другие откровенно недолюбливают. Тем не менее несколько его экземпляров находятся в эксплуатации до сих пор, даже существует проект модернизации с учётом современных реалий.

Идеальный неидеальный самолёт

К 1960 году в Советском Союзе сложилась непростая ситуация на внутренних авиалиниях. На них активно использовались двухмоторные самолёты Ил-12 и ИЛ-14, но они морально и технически устарели, уже не отвечали современным потребностям и нуждались в замене. Разработкой нового самолёта для местных авиалиний поручили заняться конструкторскому бюро Яковлева, правда, подобные работы для КБ были в новинку.

Его специалисты всегда занимались разработкой военной авиации, но и здесь не подвели, они использовали тот же самый подход: высокая надёжность и прочность с запасом. Фактически ни сделали первый в стране и во всём мире реактивный самолёт для пассажирских перевозок на коротких маршрутах. Тем не менее большой опыт позволил все работы выполнить в рекордные сроки, прототип самолёта Як-40 собрали ещё в 1965 году и год понадобился для подготовки к лётным испытаниям.

Компактный самолёт предназначался для полётов на небольшие расстояния и мог перевозить 24 пассажира (до 40 пассажиров в последних модификациях). Самая же главная его особенность – потрясающая прочность и надёжность. Конструкторы руководствовались собственными наработками в военном авиастроении, поэтому смогли наделить пассажирский авиалайнер отличными эксплуатационными характеристиками.

При этом заказчик, а им выступало правительство, выдвинул необычное условие – самолёт должен был уметь садиться как на «цивилизованную» взлётно-посадочную полосу, так и на грунт. По всей видимости, Як-40 предполагалось использовать для развёртывания обширной сети авиасообщения, причём в местности, где об оснащённом современном аэродроме могли только мечтать.

Ради возможности посадки на грунтовое покрытие конструкторы и позаботились о наличии прочной базовой конструкции и шасси, чтобы те смогли при необходимости выдержать довольно жесткую посадку. Их усилия не прошли даром, а недюжинную прочность самолёт смог продемонстрировать в инциденте, произошедшем в 1976 году под Киевом.

Кто именно выключил реактивные двигатели самолёта, стюардесса или бортмеханик, неизвестно, но произошло это на высоте 700 метров над землёй. Як-40 как раз подлетал к Киеву. К сожалению, высота оказалась слишком маленькой, поэтому самолёт не смог дотянуть на планировании до реки, ему пришлось экстренно садиться на заболоченный участок. Самолёт после аварийной посадки подлатали и отправили работать дальше.

Не без изъяна

Конечно, не обошлось без технических недостатков, хоть непосредственно сам самолёт и получился чрезвычайно хорошим. Самый главный из них – это двигатели, над ними работали специалисты из конструкторского бюро «Прогресс». Изначально в Як-40 решили использовать реактивные моторы, а не турбовинтовые, по целому ряду причин, среди которых – слишком уж большой шум от последних.

Реактивные Аи-25 получились очень удачными, достаточно мощными и компактными. Правда, для самолёта им немного не хватало тяги, но устанавливать что-то другое на Як-40 попросту не имело смысла, слишком маленький был самолёт для заведомо мощных моторов. По этой причине вместо двух поставили три реактивных двигателя Аи-25, что и породило два существенных недостатка.

Первый из них – большой шлейф из копоти, остававшийся после взлёта, из-за чего пилоты не очень ласково называли самолёт окурком. Второй недостаток заключается в чрезвычайной прожорливости силовой установки. Три мотора буквально сжирали запасы топлива, поэтому существенно увеличить дальность действия Як-40 оказалось практически невозможно, хоть некоторых результатов впоследствии конструкторы всё-таки достигли. Тем не менее использование сразу трёх моторов позволяло значительно повысить надёжность. Самолёт мог долететь до аэродрома даже в том случае, если ломался один из них. Даже одного реактивного двигателя было достаточно, чтобы поддерживать горизонтальный полёт в случае аварии.

Была у Аи-25 одна конструктивная особенность – его оборудовали реверсом. Не многие аэродромы могли позволить себе иметь длинную взлётно-посадочную полосу, поэтому конструкторам пришлось научить самолёт эффективному снижению скорости. Конечно, реверсивная тяга использовалась и на других летательных аппаратах, но далеко не на всех. К тому же, её использовали лишь изредка в качестве экстренной меры, а в случае с Як-40 реверс включали всегда, причём ещё до момента касания земли.

Пенсионер

Несмотря на некоторые недостатки и наличие более современных самолётов, несколько экземпляров Як-40 находятся в эксплуатации до сих пор. Правда, ещё больше их было списано: одни из-за исчерпания ресурса, другие были заменены более современными. По данным на 2017 год, на консервации находилось 420 штук, из которых четвёртая часть могла быть в эксплуатации в среднем десять лет.

В своё время в СибНИА имени Чаплыгина начали интересный проект модернизации Як-40. Базовая конструкция самолёта получилась настолько удачной, что после модернизации и некоторых улучшений его можно было бы вновь отправить работать на авиалинии, тем более что потребность в самолётах подобного класса есть всегда. В любом случае все работы, даже с учётом закупки и производства новых материалов, обошлись бы гораздо дешевле покупки нового самолёта.

Согласно проекту, Як-40 получил бы совершенно новый фюзеляж, крылья и хвостовое оперение, изготовленные из высокопрочного и лёгкого композита. К тому же планировалось установить два новых реактивных двигателя, более мощных и экономичных, вместо трёх имеющихся. Это позволило бы уменьшить вес самолёта и значительно снизить расход топлива. Он смог бы вместить до 32 пассажиров, а расчётная дальность полёта составила 4000 километров.

Демонстрационный прототип, СТР-40ДТ, испытали зимой 2018 года. Его первые лётные испытания провели на аэродроме в Новосибирске, но нам этом программа была приостановлена. Никаких официальных комментариев по этому поводу никто не давал. Вполне вероятно, что предпочтение было отдано более перспективному проекту.

Похоже, что самолётостроение переживает ещё одну революцию. Не так давно компания Otto Aviation представила прототип самолёта, чья конструкция принципиально отличается от привычной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓