Авиакатастрофы государственного масштаба: Президент Ирана Ибрахим Раиси и другие

Жизнь главы государства – особая ответственность для спецслужб, заведующих его безопасностью. Они принимают беспрецедентные меры, чтобы защитить высшее лицо страны, но это срабатывает не всегда. Немало президентов, королей и премьер-министров погибло в авиакатастрофах, спровоцированных самыми разными причинами.

Ибрахим Раиси

Это самый свежий случай, когда глава государства разбился во время запланированного полёта. Катастрофа произошла 19 мая 2024 года в горном районе во время перелёта на вертолёте. Ибрахим Раиси, который занимал пост президента Ирана вот уже три года, отправился на вертолёте вместе с другими официальными лицами, а маршрут вертолёта пролегал через горы. В какой-то момент связь с ним была потеряна, а последнее сообщение содержало звуки крушения и затихающий шум винтов.

Как впоследствии выяснилось, главными виновниками крушения стали жуткие погодные условия и технические неисправности. В тот самый день на район, где пролегал маршрут полёта, опустился густой туман, а местами даже шёл снег. В таких условиях пилоту было очень сложно ориентироваться в покрытых лесами горах. К тому же ситуацию сильно ухудшило плохое техническое состояние вертолёта. Насколько известно, он был выпущен ещё в 1971 году, а более новой техникой Иран не располагает из-за применённых к нему десятилетия назад санкций и серьёзных ограничений в международной торговле.

Точная причина катастрофы неизвестна. Вертолёт то ли рухнул на деревья из-за резкой потери высоты, то ли врезался в них, поскольку летел слишком низко. Иранские власти также не исключают присутствия радиопомех, мешавших навигации. Работу по установлению всех обстоятельств катастрофы возложили на специально созданную по такому случаю комиссию, и пока что никаких официальных заявлений по этому поводу не делалось. Как стало известно, президент Ирана Ибрахим Раиси и все, кто находился на тот момент на борту, погибли.

Лех Качиньский

Это не единственный случай, когда сложные погодные условия становились причиной авиакатастрофы. Самолёт, на борту которого находился президент Польши, разбился прямо на взлётно-посадочной полосе, где не было никаких помех в виде высоких деревьев или гор. Лех Качиньский вместе со своей супругой, многими членами правительства, парламентариями и прочими должностными лицами как раз возвращался с мероприятий, посвящённых памяти событий, произошедших в своё время в Катыни.

Как установила потом следственная группа, 10 апреля 2010 года из-за сложных погодных условий, сильного ветра и чрезвычайно плохой видимости пилот не смог нормально посадить самолёт на ВПП. Всё это не позволило пилоту правильно оценить ситуацию, и самолёт во время захода на посадку.

Борис Трайковский

Как гласит официальная версия, причиной авиакатастрофы в 2004 году стала серия ошибок пилота. Президент Македонии как раз следовал в Мостар, где на тот момент должна была состояться международная конференция, посвящённая Боснии и Герцеговине. Он находился на борту Beechcraft 200 Super King Air, небольшого двухмоторного самолёта, а вместе с ним летела сопровождающая делегация и телохранители Бориса Трайковского.

К тому времени на президента Македонии было уже совершено два покушения, но авиакатастрофу никто не рассматривал, как ещё одну попытку. В районе катастрофы на тот момент стоял очень густой туман, а непосредственно самолёт врезался в склон горы, а все находившиеся на борту погибли. Любопытно, что хоть спасательную операцию и начали вовремя, но попасть к месту крушения оказалось совсем непросто. В совсем недалёком прошлом этот район представлял собой поле боя, и работы по разминированию были завершены далеко не везде.

Были и другие версии произошедшего. Например, полицейское управление Боснии и Герцеговины утверждало, что всему причиной стали французские военные авиадиспетчеры, которые предоставили неверную информацию пилотам. По сведениям полиции, после этих событий диспетчеры спешно покинули страну, а радар вообще был неисправен и сломался ещё за три дня до катастрофы. Франция все эти обвинения категорически отрицала.

Мухаммед Зия-уль-Хак

История катастрофы, которая постигла президента Пакистана в 1988 году, до сих пор покрыта мраком. Следствию так и не удалось установить, что именно произошло с самолётом, но пакистанские власти совершенно непрозрачно намекали на совершённую диверсию, хоть никто никаких конкретных фактов и не приводил. Расследование проводили американские военные, но они не смогли рассказать ничего конкретного.

17 августа с принадлежащего военным полигона Тейпур Тамевали вылетел самолёт Lockheed C-130 Hercules. Помимо главы государства, на борту находилось 36 человек, включая и членов экипажа. Как впоследствии рассказывали очевидцы, находившиеся в районе Лахора, военный самолёт в какой-то момент начал себя вести крайне странно. Он менял курс и высоту, а последним его манёвром стала мёртвая петля, после которой самолёт не смог выровняться и рухнул на землю.

Существует масса версий произошедшего, но практически все сходятся во мнении, что здесь не обошлось без вмешательства спецслужб какой-нибудь из стран, включая и Советский Союз. Президент Пакистана покровительствовал исламистам, чем в глазах многих заработал себе плохую карму.

Авиакатастрофы – довольно редкое явление, и некоторые из них до сих пор остаются загадкой, поскольку нет ни одной очевидной причины, по которой они вообще могли произойти.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓