Утверждение о том, что все мотоциклы работают на бензине, для большинства стало аксиомой. Тем не менее, это не значит, что нет мотоциклов, которые не могут использовать дизельное топливо. Просто они настолько редкие, что большая часть людей о них просто не слышала. Их нельзя просто так встретить на улице, их редкие экземпляры чаще всего стоят в гаражах истинных ценителей такого транспорта.
Редкие мотоциклы
Нельзя сказать, что попыток создать дизельный мотоцикл никто не делал. Попыток было достаточно много, но только часть из них оказались успешными, а созданные в результате образцы пригодными к эксплуатации. До производства, которое можно было бы назвать серийным, добрались лишь единицы. По большей части дизельные мотоциклы – это кастомные модели, созданные руками энтузиастов. Большие компании тоже занимались разработкой, и некоторые из моделей были достаточно удачными, чтобы пойти в производство.
Правительственный проект
Одна из моделей, которую выпускали серийно, – это HDT M1030M1, внедорожный мотоцикл. Он был рассчитан на езду по экстремальному бездорожью, создали его на основе эндуро Kawasaki KLR650. Разработчик мотоцикла – компания Hayes Diversified Technologies, которая специализируется на выполнении заказов Министерства обороны США. Соответственно, и мотоцикл тоже предназначался для военных.
Некоторое время он использовался морской пехотой и НАТО, поэтому у разработчика была реальная возможность оценить его работу в «массовых испытаниях». Между тем, результаты оказались неутешительными. Дизельный двигатель и необходимые для его работы конструктивные решения сильно увеличили массу мотоцикла.
Его управляемость уменьшилась, а нагрузка на подвеску увеличилась, ускорив выход её из строя. Его можно было заправлять даже соляркой, но расход топлива и масла значительно увеличился. Всё это, в совокупности с ненадёжным двигателем, заставило отказаться от использования дизельного мотоцикла.
Гражданские разработки
EVA Track T-800CDI – одна из немногих серийных моделей, её производят с 2009 года. Среди достоинств, которые появились благодаря использованию дизеля, – низкий расход топлива. С другой стороны, дизельный двигатель создаёт некоторые неудобства, такие как вынужденное увеличение веса и небольшая мощность. В сумме же с другими особенностями этот мотоцикл кардинально отличается от бензинового, в том числе и в комфорте использования. Поэтому он остаётся мотоциклом «на любителя».
Некоторые пытались установить дизельный двигатель даже на спортивный мотоцикл. Результат таких попыток – Star Twin Thunder Star 1 200 TDI. Из этого проекта, как и ожидалось, ничего путного не вышло. На мотоцикл смогли установить только мотор от Volkswagen Lupo мощностью в 91 лошадиную силу, что для спортбайка слишком мало.
Ещё один серийный мотоцикл Taurus выпускала до 1971 года Royal Enfield, после чего обанкротилась. Оставшееся в Индии подразделение продолжило работу, нарастив до 2017 года производство до 825 000 экземпляров в год. Мотоцикл Taurus перестал продаваться в Европе из-за принятых жестких требований к выбросам. Зато он получил большую популярность в Индии среди фермеров и крестьян. Он довольно неприхотлив, а двигатель от Lamborghini экономичный и надёжный, хоть и выдаёт 6,5 лошадиных сил.
Разработка от Neander Motors стала более успешной. Компания выпустила круизер, оснащённый дизельным турбированным двигателем мощностью 112 лошадиных сил. Мотоцикл оказался очень удачным как по характеристикам, так и внешне. Вполне вероятно, что другой производитель при желании выпустить собственный дизельный мотоцикл, возьмёт эту идею на вооружение.
Для дизельного двигателя в этой сфере сделать прогноз не сложно: вряд ли он станет массовым. Скорее, его смогут оценить поклонники необычного и брутального транспорта.
Среди мотоциклов также стала появляться техника на электрической тяге. Поэтому стал актуальным выбор: приобретать бензиновый мотоцикл или электромотоцикл.