Ради выполнения необычных задач создаётся столь же нестандартная спецтехника. Обычно она обладает невероятным внешним видом и ещё более загадочным назначением, а увидеть её в работе могут вообще единицы. Одна из таких машин – огромный Lauster MF-60. Его практически невозможно отнести к какому-либо классу транспортных средств, а внешне он больше похож на тепловоз.
Странный прибор динамометр
С тех самых пор, как машины вошли в повседневную жизнь человека, машиностроение наравне с химией и энергетикой стало ведущей отраслью промышленности. Вместе с тем, у инженеров появилась новая головная боль: им требовались точные технические характеристики машины, чтобы использовать её наиболее эффективным способом и ничего при этом не сломать. В любой машине, где используется двигатель, будь то насос или же автомобиль, самыми важными показателями работы являются мощность и крутящий момент, и для их измерения потребовались совершенно новые приборы. Динамометр – один из них. С его помощью инженеры смогли получить столь необходимые данные о работе машин, без которых было совершенно невозможно использовать их на полную мощность. К примеру, если использовать динамометр во время работы, можно получить очень важную информацию о том, как ведёт себя машина в реальном времени под нагрузкой.
Обычно динамометр – это всего лишь прибор, который можно установить на любое подходящее устройство и снять с него показания, но в ряде случаев использовать его либо невозможно, либо же очень неудобно. Специально для таких ситуаций и были разработаны динамометрические машины. Считается, что автором первой из них был Чарльз Бэббидж, изобретатель и математик, фактический отец всей науки о вычислениях, а поводом стало стремление «Западной железной дороги» (Великобритания) стандартизировать требования к железнодорожному полотну. Динамометрическая машина в свою очередь нужна была для тщательного документирования железнодорожного состава.
Фактически динамометрическая машина представляла собой пассажирский вагон, с одной стороны которого и был закреплён динамометр. Через него вагон крепился к локомотиву, а с другой его стороны присоединялся остальной железнодорожный состав. То есть динамометрическая машина была своего рода буфером, поэтому устройство успешно фиксировало все нагрузки между составом и поездом, включая вертикальные и горизонтальные колебания, а также повороты.
На текущий момент у динамометрических машин очень много работы. С их помощью измеряют фактическую мощность силовых установок автомобилей, собирают данные о работе трансмиссии, тестируют работу различных машин и проводят исследования. Некоторые из таких спецмашин имели слишком уж экзотический внешний вид, например, самоходная лаборатория Lauster MF-60.
Грузовик-поезд
Соиздателем этой необычной машины является компания немецкая Lauster Steinbau GmbH, базировавшаяся в Штутгарте. Изначально эта компания специализировалась на разработке и создании измерительных приборов множества видом и размеров. За длинную историю Lauster Steinbau специалисты накопили огромный опыт и знания, поэтому могли создать практически всё, что было угодно заказчику. Впоследствии компания сменила основной род деятельности и стала специализироваться на создании тяжёлой техники. В частности, её использовал Вермахт во время Первой мировой войны. Компания чудом пережила две войны, поднялась в послевоенные годы, а в 1970-х годах стала работать в перспективном направлении – в разработке дизель-электрических силовых установок.
Тяжёлая промышленная и строительная техника развивалась большими темпами, но её требовались серьёзные двигатели, а ДВС с этой задачей не справлялись. Компания Lauster Steinbau GmbH сделала серьёзный вклад в эту нишу и начала выпуск мощных электрических силовых установок, приводимых в движение дизель-генераторами. История у компании была длинной, но каждый этап в ней был очень важен для создания уникального транспортного средства – лаборатории Lauster MF-60.
Основное предназначение у Lauster MF-60 было точно такое же, как и у любой другой динамометрической лаборатории на колёсах. Она должна была измерять динамические характеристики, вот только работать приходилось не с автомобилями, грузовиками и даже не с поездами. Создатели этого огромного прибора подготовили его для работы с танками. Именно их собирались испытывать при помощи динамометрической машины.
Задача перед конструкторами стояла уникальная, поэтому и результат получился интересным. Заказчикам требовалось транспортное средство, достаточно мощное чтобы с его помощью можно было бы испытывать тяжёлую бронированную технику. Задача была не из лёгких, и она потребовала экстраординарных технических решений. Шасси для Lauster MF-60 сделали из высокопрочных материалов и укрепили его как могли, чтобы оно смогло выдержать огромные усилия. К тому же оно было четырёхосным, а трансмиссию уникальной конструкции сделали полноприводной. При этом все колёса мало того что были ведущими, они ещё и управлялись.
Силовая установка была местного изготовления, гибридная. Всего для машины использовали четыре электродвигателя, по одному на каждую ось, а электричество для них вырабатывалось двумя дизель-генераторами. Двигатели внутреннего сгорания для них позаимствовали у танков «Леопард-1». Система управления у Lauster MF-60 тоже была уникальной. У динамометрической машины имелось две кабины, спереди и сзади, и ехать она могла в любую сторону.
О точных технических данных Lauster MF-60 мало что известно, поскольку эта информация не афишируется. Эта динамометрическая машина была частью производственного процесса и использовалась для тестирования ходовых характеристик танков. Её изготовили только в одном экземпляре.
Подобная силовая установка практически всегда используется в чрезвычайно мощной и большой технике, например, в карьерных самосвалах БелАЗ 75710.