Время от времени инженерам приходится решать грандиозные задачи. Далеко не все люди, не имеющие никакого отношения к строительству или горнодобывающей промышленности, могут себе представить масштабы некоторых видов работ. Специально для таких случаев конструкторам приходится разрабатывать специальные виды техники, которые могут справиться с поставленными задачами. Один из них – карьерный самосвал БелАЗ 75710 величиной с четырёхэтажный дом.
БелАЗ 75710
У человека, не понаслышке знакомого с автомобилем и в первый раз увидевшего этот самосвал, наверняка возникнут весьма обоснованные вопросы, касающиеся расхода топлива и эффективности использования такой конструкции. На самом же деле, именно достижение максимальной эффективности было целью создания огромного самосвала.
Вся его громоздкая и крайне неудобная конструкция ориентирована на перевозку огромного количества руды за один раз. Чтобы добиться требуемых результатов, инженерам пришлось принимать очень неординарные технические решения. В результате они создали удивительную машину, на чьи достоинства и конструктивные особенности стоит посмотреть поближе.
Вес самосвала
Способность перевозить огромное количество руды – это главное, ради чего и строился БелАЗ 75710. Чтобы он мог поднять такой вес, его конструкцию и сделали настолько мощной и массивной. Снаряжённая масса самосвала составляет 390,5 тонны, что не может сравниться ни с одним из существующих аналогичных автомобилей.
Грузоподъёмность – 450 тонн
Если человек не видел, какой объём занимает десяток тонн камней, он вряд ли сможет оценить настолько большую цифру. Чтобы было с чем сравнить, можно представить себе КАМАЗ, предназначенный для перевозки горной породы. Это большой четырёхосный грузовик с восьмью колёсами, способный перевозить в кузове свыше 30 тонн груза. Полностью загруженный, он весит как 50 автомобилей ВАЗ «Копейка». В свою очередь, карьерный самосвал БелАЗ 75710 может везти в своём кузове содержимое 9 КАМАЗов вместе с самими грузовиками.
Современное оснащение
Ориентируясь на габариты самосвала, его вес и специфику работы, инженеры снабдили его современными электронными системами, призванными повысить безопасность и комфорт для водителя. Поэтому в БелАЗ установили климат-контроль, регулируемое кресло для водителя, аудиосистему, внешние камеры с круговым обзором, оборудованную радарами систему безопасности и систему взвешивания для кузова. У машины даже есть собственная холодильная установка, которая занимается охлаждением наиболее критичных мест конструкции.
Силовая установка
В БелАЗе силовая установка заслуживает отдельной истории. Инженеры так и не смогли придумать двигатель, который смог бы тянуть 840,5 тонн. Поэтому карьерный самосвал получил гибридную установку. В движение его приводят электромоторы, по одному на каждое колесо. Они расположены в ступицах колёс, мощность каждого составляет 1213 кВт (1650 лошадиных сил), а питают их два дизельных электрогенератора. Каждый из них работает в паре с дизелем MTU Detroit Diesel 16V4000, развивающем мощность 2330 лошадиных сил. При этом двигатели работают в особом режиме: полный самосвал едет на обоих двигателях, а пустой только на одном. Причём работают они попеременно.
«Ходовка»
Один из самых интересных моментов – способ передвижения самосвала, обладающего полноуправляемым шасси. Каждое колесо действует отдельно, а совместной их работой управляет электронная система, регулирующая дифференциалы – межосевой и межбортовой. Основой же механизма поворота служат два подшипника, их диаметр – 2,75 метра. Чтобы развернуться, БелАЗу потребуется 20 метров свободного пространства.
Расход топлива
Два огромных 16-цилиндровых дизельных двигателя крайне прожорливы и вдвоём сжигают 1300 литров солярки на каждые 100 километров. Чтобы самосвал мог работать хоть сколько-нибудь долго, в него установили два бака для горючего. Вместимость одного бака составляет 2800 литров.
Цена
Это ещё одно из примечательных достижений самосвала. Как не поверни, использованные технологии, материалы и работа в таком масштабе мало стоить не могут. Цена одного БелАЗ 75710 составляет 7 миллионов долларов. За эту сумму можно приобрести два гиперкара Bugatti Chiron текущего 2021 года, а на сдачу взять ещё один, не такой современный.
Некоторые машины невозможно просто так увидеть на улице. Их проектируют для выполнения специальных задач и часто используют в экстренных ситуациях.