Ikarus 55 Lux – автобус венгерского производства, который пользовался огромной популярностью в СССР. Стильный дизайн и удобный салон этого автобуса нравился всем и пассажирам, и водителям.
Но как это часто бывает, немногие транспортные средства этой марки сумели дожить до наших дней. Например, в России сохранилось только два Ikarus 55 Lux – один из них находится в Музее пассажирского транспорта в Москве, а второй — в питерском музее стоит в музее ГУП «Пассажиравтотранс».
Но не так давно в Сети появилось сенсационное сообщение, что на заброшенной подмосковной свалке найдено транспортное средство, очень похожее на догнивающий Ikarus 55 Lux. С этого и началась увлекательная история, связанная со старым автобусом.
Оказалось, что на свалке недалеко от Москвы Ikarus 55 Lux находился уже более 30 лет. И только несколько лет назад благодаря энтузиастам он покинул своё пристанище. В 2015 году энтузиасты организации Retro-Bus (Санкт-Петербург) и активисты «Пассажиравтотранс» выкупили и эвакуировали автобус. Кажется невероятным, но кузов транспортного средства был практически в идеальном состоянии, а у него под капотом прекрасно сохранился оригинальный двигатель Csepel D-614, мощность которого 170 «лошадей».
И всё же при тщательном осмотре оказалось, что за долгое время, проведённое на стоянке, машина серьёзно пострадала. Так, от передней панели практически ничего не осталось, а приборы и руль куда-то исчезли. Для того чтобы эвакуировать автобус, пришлось привезти руль от более свежего «Икаруса». Салон автобуса тоже выглядел неприглядно: обшивка сгнила, а сидения просто исчезли и теперь на их место придётся устанавливать новые. Очевидно, что над восстановлением автобуса придётся серьёзно потрудиться, объём работ просто колоссальный.
Для того чтобы отправить Ikarus 55 Lux на реставрацию, что пришлось вытащить на дорогу при помощи грузового эвакуатора. Автобус приподняли на задний бампер и таким образом отбуксировали в нужное место. Примечательно, что каркас кузова при этом не повредился, а это значит, что он остаётся и сегодня достаточно крепким.
Мастера отметили, что в хорошем состоянии остались многие оригинальные детали «Икаруса»: кожухи моторного отсека, элементы бампера, молдинги из алюминия на бортах. С чем пришлось повозиться, так это с рулевым управлением, которое заржавело, и чтобы совершить поворот колёс, требовалось приложить серьёзные усилия.
Дорога с лесной свалки оказалась для команды нелёгким испытанием. Но до места назначения автобус доехал, а там его ждала погрузка в Питер. На Kenworth T800 автобус загружали при помощи помоста из досок, чтобы доставить его туда, где ему вернут прежний облик.