Как мост возрастом в тысячи лет изменил историю Шри-Ланки и Индии

Мосты бывают не только рукотворными, а те, что образовались естественным путём, приносят не меньшую, а то и большую пользу. Когда-то такой соединял остров Шри-Ланка с Индией, но это было очень давно, и потом он таким же естественным путём исчез. Теперь пролив между островом и материком непреодолим ни по суше, ни по воде, что создаёт большую транспортную проблему. И на этом фоне возникают всё более масштабные проекты по её преодолению.

Историческая достопримечательность

Все учёные сходятся во мнении, что между Индией и Шри-Ланкой когда-то находился перешеек, по которому можно было по сухому пути пешком добраться с материка на остров. Благодаря ему жизнь на острове била ключом и для торговли не было никаких преград. Фактически Шри-Ланка была частью материка со всеми вытекающими преимуществами для местного населения. Правда, о дате возникновения сухопутного пути спорили долго. Поначалу предполагали, что он возник примерно около 3-4 тысяч лет до н.э., но впоследствии, благодаря многочисленным изысканиям и современным методам исследования, возраст был сокращён до 2 тысяч лет до н.э. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что цифру нужно увеличить более чем на сотню тысяч лет, но таких меньшинство.

Ещё больше расхождений между учёными в вопросе возникновения этого перешейка. Его ширина составляла около четырёх километров, и уж сильно он походил на искусственное сооружение. Предположений о том, кто мог это сделать, тоже было очень много: от местных народов, перекочевавших на остров, до какой-нибудь странной не совсем человеческой цивилизации. У религиозного населения Индии тоже была своя теория, напрямую вплетённая в их верования. Они считают, что естественный мост возник благодаря Раме, прошедшему по этому пути. Его так и называют, Мост Рамы (Адамов мост). Индийцы считают этот перешеек едва ли не священной реликвией и, как минимум, одним из памятников своего религиозного движения. Как бы то ни было, но спор о происхождении моста не решён до сих пор, тем более что некоторые факты кажутся весьма странными. Например, на том месте, где раньше находился Адамов мост, находится песчаная насыпь, толщиной примерно 4 метра. По этой и другим причинам учёные так и не пришли к единому мнению.

Мост этот существовал ровно до тех пор, пока не произошло сильное землетрясение. Из-за него Адамов мост был частично разрушен, а остальное завершило цунами, обрушившееся на перешеек после землетрясения. Это произошло в 1480 году, и Адамов мост длиной примерно 48 километров перестал существовать. Для жителей Шри-Ланки это стало большой проблемой, но и для всех остальных катастрофа создала много трудностей. Часть перешейка, хоть и опустилась ниже уровня моря, но всё равно глубина в этом месте была слишком маленькой, чтобы пролив смогли преодолеть корабли без риска сесть на мель. В других же местах перешеек сохранился и полностью преграждает мореходный путь. Таким образом судам приходится делать большой крюк по Индийскому океану, что занимает очень много времени. Сухопутного пути между Шри-Ланкой и Индией теперь тоже не существует, и это причиняет серьёзные трудности в логистике.

Возрождение Адамова моста

Казалось бы, с современными технологиями и разнообразной техникой можно легко обойти эти проблемы, но в дело вмешались интересы самых разных групп. Больше всего в сухопутном пути через пролив заинтересованы власти Шри-Ланки, поэтому они изо всех сил стараются продвинуть проект создания моста, перекрывающего участок длиной почти 50 километров. Правда, совершенно непонятно, нужен ли этот мост Индии, потому как индийское правительство сопротивляется этому новшеству. Страны периодически спорят по этому вопросу и время от времени меняют своё мнение на противоположное со сменой правительства, поэтому уже существующие проекты никто не спешит воплощать в жизнь.

С водным путём тоже не всё понятно. Ещё с XVII века мореходные коммерческие компании косо смотрели на остатки Адамового моста и хотели углубить его часть, чтобы открыть прямой судоходный путь по проливу, чтобы не огибать остров и не тратить на это много времени. За всё прошедшее время подобный проект реализовать так и не смогли из-за отсутствия подходящих технологий и слишком уж большого масштаба, требующего такого же большого финансирования. Вот только теперь сделать это затруднительно, поскольку индийское религиозное сообщество выражает яростные протесты по этому поводу.

Существующие проекты

Тем не менее сухопутный мост между Индией и Шри-Ланкой имеет большие преимущества, поэтому были разработаны несколько проектов по его созданию. Согласно одному из них, связью между островом и материком послужит свайный мост. Примером реализации подобного проекта можно считать мост от материка к острову Памбан. Этот остров лежит как раз в промежутке между Индией и Шри-Ланкой, а по прямой до него два с небольшим километра. Его возведение было начато ещё в 1911 году, поэтому сейчас такое строительство особых проблем не вызовет.

Разумеется, создание железнодорожного (автотранспортного) моста никак не решит проблему с судоходством, и даже несколько осложнит её. На текущий момент все попытки углубить пролив на месте Моста Рамы прекращены из-за протестов, сделанных на международной арене, поэтому появился ещё один проект, более трудоёмкий. Согласно ему, проход следовало сделать в сохранившейся части перешейка, чтобы не трогать Адамов мост и не провоцировать недовольство религиозных индийских общин.

В дальнейшем можно было бы через проложенный канал построить свайный мост, а одну из секций сделать разводной. Правда, работы прибавится, стоимость возрастёт, а сроки реализации проекта будут существенно увеличены. Но у этой идеи нашлись противники, на этот раз взбунтовались экологи, стремившиеся защитить сохранившуюся на перешейке экосистему. В общем и целом, проект большого канала через перешеек тоже заглох.

Рукотворные мосты живут гораздо меньше, чем природные, а одной из причин их разрушения являются корабли, которые их таранят.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓