Среди отечественных автомобилей есть много необычных, запоминающихся и с интересной историей. Правда, чаще всего их практически невозможно увидеть на дорогах. Они чаще всего либо выпускаются в очень ограниченном объёме, либо вообще не доходят до серийного производства. К последним относится и очень странный пикап ВАЗ-2346Э «Капрал».
Как всё начиналось
История «Капрала» началась с богатого автолюбителя, который захотел очень необычный пикап на шарнирно-сочленённой раме. Подобная техника уже давно используется там, где требуется повышенная проходимость и манёвренность. На основе такой конструкции собирают тракторы, самосвалы и тягачи, включая и предназначенные для военных нужд. Шарнир между кабиной и грузовой платформой обеспечивает куда большую устойчивость и позволяет маневрировать в непростых дорожных условиях.
Правда, ещё никто не додумался построить легковую машину по такому принципу. Хоть пикап и считается грузовиком, но собирать его на таком шасси – дело сложное, дорогое и сопряжено с целым ворохом технических проблем. Тем не менее это не остановило богатого заказчика. Он обратился на одно из автомобильных предприятий в Тольятти, где посмотрели на проект и решили всё-таки взяться за дело. Впрочем, до реализации идеи в металле процесс не дошёл: разработка проектной документации заняла определённое время, а к тому моменту, как она была завершена, заказчик пропал. Так проект и лежал на полке долгие годы, пока его создатель, в то время работавший в «ВазИнтерСервисе», о нём не вспомнил.
ВИС «Капрал»
Идея показалась руководству хоть и необычной, но интересной, поэтому на предприятии решили воплотить проект в жизнь и построить прототип. Его собирались показать публике и посмотреть на реакцию, а если появится интерес, то и запустить серийное производство. В качестве основы для пикапа использовали собственную разработку, пикап ВАЗ-2346, который по своей сути являлся переделанной «Нивой». Слишком уж радикальных различий между пикапом и «Нивой» не было, самое большое из них – грузовой кузов. Фактически от Lada Niva осталась только передняя часть кузова, превращённая в одинарную кабину. Ей удлинили раму и трансмиссию, чтобы сверху смонтировать грузовую площадку. Пикап 2346 бортовым кузовом или фургоном, поэтому мог использоваться и как коммерческий, и как частный транспорт.
ВИС 2346Э «Капрал» имел несколько важных отличий, которые и сделали его по-настоящему уникальным, хоть и несколько непрактичным. Главное из них – способ крепления кузова к передней части. Вместо того чтобы грузовую площадку, как обычно это делается в пикапе, поставить на ту же раму, её установили на отдельную, связав две части автомобиля при помощи шарнира. Благодаря этому кузов мог изгибаться в поперечной плоскости на 20 градусов по отношению к горизонтали в каждую сторону. На практике это выглядело так, будто задняя часть машины живёт своей особенной жизнью. На каждой яме и ухабе он раскачивался из стороны в сторону и у сторонних зрителей создавал впечатление, что машина безнадёжно разваливается на части.
Изначально шарнир позаимствовали у роботизированного станка, а конструкция с ним была простой, эффективной и чрезвычайно неудобной. Речи о том, чтобы для управления соединением использовать гидравлику или какие-то ограничители, вообще не было. По сути, он просто болтался из стороны в сторону, что причиняло большие неудобства, особенно во время движения по асфальтированной дороге. На бездорожье шарнир справлялся отлично, он компенсировал одну из главных проблем пикапов – слишком большую длину кузова, из-за чего какое-нибудь колесо так и норовило оторваться от земли. У «Капрала» всё было по-другому, он твёрдо стоял на ногах и балансировал на кочках всеми четырьмя колёсами.
Вот только с движением по цивилизованной дороге всё было очень сложно. Поскольку кузов в прямом смысле слова болтался где-то сзади, его легко могло занести на повороте, поэтому неуправляемый шарнир приходилось фиксировать вручную. Делалось это при помощи специального рычага в салоне рядом с селектором передач. Правда, сам пикап предварительно нужно было выровнять в горизонтали, в противном случае перекос мог привести к серьёзным последствиям. Устройство для фиксации тоже было простым и напоминало обычный тормоз.
На этом удивительные конструктивные решения не заканчивались. В автомобилях с современной трансмиссией распределение крутящего момента между колёсами контролируется электроникой, но ВАЗ-2346Э «Капрал» имел простую бюджетную конструкцию, поэтому эта функция лежала на водителе. Всё приходилось делать вручную. Если заднее колесо начинало пробуксовывать, водитель должен был заблокировать заднее колесо, и тогда дополнительный крутящий момент перераспределялся на переднее. Делалось это при помощи ещё одного рычага, а если точнее, то двух. Всего их в кабине водителя было целых шесть штук. Один отвечали за переключение режимов коробки передач, второй включал понижайку в раздаточной коробке, третий блокировал дифференциал, четвёртый и пятый включали тормоза на правом и левом задних колёсах, а пятый блокировал шарнир. Управлять пикапом было совсем не просто.
Остальные отличия экспериментального пикапа не такие экзотические. Ему немного изменили подвеску и увеличили её ход на 250 миллиметров в каждую сторону от нормального положения. Вывод выхлопной системы вынесли за спину водителя, но вот бензобак оставили на его привычном месте. По этой причине, как только задняя часть пикапа начинает раскачиваться из стороны в сторону, датчик уровня топлива выдаёт странные показания.
ВАЗ-2346Э «Капрал» так и не пошёл в серийное производство. Вероятно, из-за его слишком экзотической конструкции и откровенно сырых решений интереса у потребителя он не вызвал.
https://youtu.be/XNmQPB9NXhs
Ижевский завод тоже в своё время пытался выпускать пикап, он имел интересный внешний вид и предназначался для охотников и рыбаков.