Вторая половина ХХ века стала расцветом СССР в плане технического развития. Одним из венцов творения конструкторов и инженеров СССР можно по праву считать корабль «Космонавт Юрий Гагарин». Аналогов этому научно-исследовательскому судну не было. Это при том, что корабль был построен в 1969 году.
История появления научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин»
Начало 1960 годов является знаковым периодом не только для СССР, но и для всего мира. В 1961 году, 12 апреля произошло то, чего люди ждали долгое время – начался период покорения человеком космоса. Именно в этот день Юрий Гагарин совершившим полёт в космическое пространство. Для граждан и правительства СССР – это событие было очень важно. Ведь Советский Союз стал первым государством, который сумел отправить в космос человека, оставив страну конкурента – США, далеко позади.
Вторым шагом на пути покорения космоса должна была стать высадка человека на Луну. Для обеспечения связи с командой космонавтов был создан уникальный корабль, который назвали «Космонавт Юрий Гагарин». Несмотря на то, что корабль был спроектирован и собран в конце 1960 годов, до конца ХХ столетия ему не было равных.
Лучшие умы СССР сделали все для того, чтобы научно-исследовательский корабль был лучшим во всех возможных направлениях. Главной задачей судна и его экипажа было обеспечение связи с космонавтами на Луне. Однако мечтам граждан СССР не суждено было сбыться.
В начале 1966 году скончался ученый и конструктор ракетно-космических систем СССР – Сергей Павлович Королев, который был непосредственным руководителем «Лунного—+ проекта». После ряда неудачных попыток запуска ракеты Н-1 от полета человека на Луну в СССР решили отказаться.
Особенности корабля «Космонавт Юрий Гагарин»,
Корабль был спущен на воду в 1969 году. Уже в 1971 году судно было оснащено разнообразными приборами и устройствами связи, укомплектовано экипажем и вскоре отправилось в свое первое путешествие.
Первое, что стоит отметить – это огромные размеры судна и его параболические антенны. Согласно официальным данным в общей сложности на корабле было установлено 75 антенн. Благодаря им экипаж мог обеспечить сеанс связи сразу с несколькими спутниками, находящимися в космосе и на орбите Земли. Установка большого количества антенн была не случайной. В начале 1970 годов космическая программа СССР развивалась очень активно.
Однако у обилия антенн на корабле были и свои минусы. Неравномерное распределение нагрузки привело к смещению центра тяжести судна. Конструкторам пришлось изрядно потрудится для того, чтобы создать специальную систему управления и позиционирования судна. Благодаря передовым разработкам советских ученых корабль маневрировал, при этом оставаясь все время на связи со спутниками.
Уникальная специализированная система успокоителей, разработанная инженерами СССР, позволила судну снизить амплитуду качания до внушительных 3 градусов. Причем данный показатель оставался таким же даже при больших волнах.
Одной из особенностей судна была его автономность. Корабль был спроектирован таким образом, что его танки вмещали более 11 тыс. тонн топлива. Этого количества горючего хватало кораблю для преодоления 20 тыс. морских миль. Фактически, судно могло без проблем совершить кругосветное путешествие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Космонавт Юрий Гагарин» мог не заходить в порт на протяжении 6-7 месяцев, при этом активно передвигаясь.
Для удобства экипажа корабль был снабжен всем необходимым. Кроме научно исследовательских лабораторий на судне было порядка 100 комфортабельных кают. Кроме них на территории жилого комплекса располагался кинотеатр, спортзал и множество рекреационных зон отдыха.
Закат эпохи судна «Космонавт Юрий Гагарин»
На момент распада СССР Союза научно-исследовательский корабль «Космонавт Юрий Гагарин» было приписано к порту города Одессы. В связи с этим судно стало частью украинского флота. Однако несмотря на уникальность корабля Украине столь масштабное судно было не нужно. Ведь его необходимо было содержать и ремонтировать, что в 1990 годах правительству страны было невыгодно.
После возвращения в одесский порт в 1991 году, корабль остался в нем на долгие 5 лет. Довольно странным выглядит тот факт, что судно практически не охранялось. За то время пока «Космонавт Юрий Гагарин» стоял у причала, мародеры успели вытащить из него практически все, что только было возможно.
Бесследно исчезла дорогая аппаратура. Все что представляло хоть какую-то ценность демонстрировалось и выносилось с корабля. Эта участь постигла даже кресла. Любители цветного металла вынесли с корабля все, до чего только могли добраться.
В 1996 году правительство Украины приняло решение продать на металлолом судно, аналогов которого на протяжении 20 лет не было в мире. Находящийся в ужасном состоянии, некогда величественный корабль прошел свой последний путь самостоятельно. Выйдя из порта Одессы судно направилось к берегам Индии, где впоследствии было разобрано.