В большинстве случаев разработка автомобилей ложится на плечи профессиональных конструкторов и дизайнеров с огромным опытом работы, но так бывает не всегда. В ряде случаев в процесс включаются и непрофессионалы, и даже студенты, выдвигая при этом весьма неординарные идеи. К примеру, в конце 2022 года компания Opel провела хакатон среди дизайнеров, а победитель теперь сможет полюбоваться воплощением своих идей в реальности.
Электрический ситикар
В 2021 году Opel пошёл на очень смелый эксперимент и представил широкой публике свою новую машину, ситикар Rocks-e (ныне Rocks Electric). Родиной концепции городского автомобиля можно считать Японию, где широко используются компактные кей-кары. Их небольшой размер и ограниченная мощность двигателя позволили решить сразу несколько больших проблем в перенаселённых мегаполисах, такие как перегруженность машинами и большое количество выбросов. Концепция городского автомобиля тоже принадлежит к этой области.
Rocks-e задумывался как компактный электрический автомобиль, который предоставляет водителю лишь базовую возможность – доехать до места назначения с минимальными затратами. Предполагается, что электромобиль будет использоваться исключительно в городской черте или в ближайшем пригороде, поэтому у него имеется лишь базовый тяговый аккумулятор небольшой ёмкости. Он не позволит отправиться в долгую поездку и довольно быстро потребует подзарядки. Основное предназначение Rocks Electric – это поездки на работу, к друзьям в гости и автопрогулки, он предлагает минимум функций и максимум функционала. В нём нет совершенно ничего лишнего, он потребляет минимум энергии и является транспортным средством в полном смысле этого слова: минимум удобств, короткие поездки и небольшая скорость.
Компания Citroen, автор оригинального мини-автомобиля Citroen Ami, представила пляжную версию, адаптированную для поездок по песку, камням и склонам. Её главные отличия состоят в колёсах большего диаметра с высоким протектором, а также в несколько видоизменённом кузове, лучше приспособленном для отдыха. Конечно, идея сама по себе оказалась слишком уж экстремальной для большей части автолюбителей, привыкших к полноразмерным машинам, но всё же кое-какой отклик нашла. Один из участников Opel Design Hack, дизайнерского хакатона, представил собственное видение ситикара.
Раллийный прототип
По мнению некоего Лукаса Венцхёфера, студента-дизайнера, Rocks Electric не обладает одним важным качеством, а именно, повышенной проходимостью. Компания Citroen эту идею реализовала, именно она разработала оригинальную машину, лицензию на которую потом и продала «Опелю». В Citroen Ami, чьим клоном, по сути, является Rocks Electric, получил внедорожный пакет, состоящий из модернизированной подвески и специализированных колёс большого диаметра. Производитель подумал в первую очередь о тех, кто собирается использовать компактный автомобиль для отдыха и развлечений, а это значит, что и для поездок на пляжи и на природу. И вот там как раз понадобится возможность ездить по песку, камням и пересечённой местности.
У Rocks Electric подобной возможности нет, его базовая конструкция не менялась, поэтому машина предназначена исключительно для города и асфальтированных ровных дорог. Владельцы, если они захотят отправиться на пикник, вряд ли смогут воспользоваться для этого электромобилем, с его небольшим дорожным просветом и игрушечной подвеской он не сможет преодолеть возникающие по дороге препятствия. По всей видимости, именно это и подвигло будущего дизайнера на создание необычного проекта.
Своё творение он представил на хакатоне Opel Design Hack, где его тут же оценили организаторы и судьи. Проект необычного электромобиля настолько понравился местным специалистам, что производитель взялся воплотить его в жизнь. Конечно, речи о серийном производстве не шло, а вот единичный экземпляр компания смогла себе позволить. Конструкторы тщательно ознакомились с проектом молодого дизайнера и постарались реализовать его в металле, придерживаясь замысла и основной идеи.
Студент-дизайнер задумал внедорожную модификацию ситикара, решив таким образом расширить его функционал. По его задумке, Rocks Electric должен преодолевать любые препятствия и стать идеальным средством для отдыха и развлечений, и специалисты Opel в полной мере реализовали идею. Бывший городской автомобиль получил модернизированной шасси с новой подвеской, способной выдержать поездку практически по любой местности. Новые амортизаторы обладают большим ходом, а величина дорожного просвета выросла в несколько раз.
Поскольку в Rocks Electric соотношение высоты и ширины было крайне невыгодным и не обеспечивало достаточную устойчивость, размер колеи увеличили, а колёса вынесли далеко за пределы корпуса. Поскольку в новом амплуа электромобиль должен был передвигаться по бездорожью, дизайнер предусмотрел для кабины внешний каркас безопасности с дополнительным освещением в передней части. Правда, остаётся непонятным, зачем понадобилось огромное антикрыло.
В серийное производство внедорожный Rocks Electric не пойдёт, это единичный экземпляр, созданный специалистами «Опеля» в качестве приза за интересный проект и хорошо сделанную работу.
Ситикар Rocks Electric может стать отличной машиной для города, из него даже сделали пожарную машину.