Беспилотники – горячая тема последнего времени. Причём чаще всего говорят о беспилотных летательных аппаратах и время от времени вспоминают про разведывательные и ударные безэкипажные катера. А вот про безэкипажные подводные лодки говорят лишь изредка. Одной же из последних новостей было успешное завершение тестирования американского подводного беспилотника Manta Ray.
Надводно-подводные беспилотники
Проектов по созданию надводных беспилотников было не так уж и много, причём немалая их часть – военные. Сейчас беспилотными надводными системами интересуются значительно больше, но акцент делается прежде всего на ударные безэкипажные аппараты. То есть фактически это торпеды, передвигающиеся по поверхности воды. Есть и более интересные начинания, например, компактный роботизированный военный катер, оснащённый несколькими системами наблюдения и солидным набором вооружений.
С подводными беспилотниками всё ещё сложнее. По сути, технологии по созданию безэкипажных подводных лодок сейчас имеются только у военных, впрочем, как и полноценные подводные лодки, способные работать в полностью автономном режиме. Пока что их немного, а позволить себе создание такой роскоши могут лишь самые большие страны. К примеру, такие программы активно развиваются в России и в США, причём они уже принесли ощутимые плоды. Американские ВМС получили в своё распоряжение безэкипажную подводную лодку «Орка», а в России новейшие подводные лодки оснастили безэкипажными субмаринами «Посейдон». Причём последние представляют собой боевые торпеды с практически неограниченным ходом и ядерным зарядом на борту. Теперь же у Соединённых Штатов появился ещё один перспективный проект – Manta Ray.
Беспилотный «Морской дьявол»
Несмотря на уже имевшуюся безэкипажную подводную лодку Orca, военные в Соединённых Штатах прекрасно понимали, что эти технологии имеют большое будущее и огромные перспективы. Именно поэтому был начат ещё один большой проект, Manta Ray. Основным его координатором стало американское ведомство, отвечавшее за перспективные разработки, DARPA, а в роли основного исполнителя выступала компания Northrop Grumman. Именно ей посчастливилось разрабатывать проект перспективной подводной лодки, работающей на беспилотных технологиях. Вот только целью была не сама субмарина, а технологии её постройки. На сотрудников компании возложили ответственную задачу – создать новейшие технологии в области подводных беспилотников. Поэтому неизвестно, будет ли построена безэкипажная подводная лодка, но полученные знания и опыт наверняка будут крайне полезными.
Проектные работы безэкипажной подводной лодки начались в 2021 году, причём продвигались они рекордными темпами. Уже к концу 2023 года компания завершила разработку проектной документации и приступила к созданию первого в своём роде прототипа Manta Ray. Постройка прототипа была завершена ещё к середине весны 2024 года, после чего подводную лодку отправили проходить целую серию жесточайших испытаний. И вот совсем недавно было объявлено, что все тесты успешно завершены.
С самого запуска проекта производитель избегал даже фотографии показывать, не то что в деталях описывать принципиально новую подводную лодку. Лишь один раз продемонстрировали изображение «Манты» широкой общественности, да и то ракурс и освещение были подобраны таким образом, что в кадр не попало ни одной хоть сколько-нибудь значительной детали, которая могла бы натолкнуть на мысли об использованных технологиях. Поэтому сообщение от Northrop Grumman об окончании испытаний, хоть оно и было сделано с опозданием в несколько недель, вызвало большое удивление. К нему прилагалось несколько фотографий и даже видеозапись.
По словам представителя компании, Manta Ray принципиально отличается от любого подводного аппарата. Одной из его особенностей является высокая манёвренность, благодаря которой его движение в воде больше похоже на полёт. По сути, в «Манте» соединили технологии погружаемых плавательных средств и воздушных беспилотников. Подводный беспилотник должен обладать отличной управляемостью. В апреле 2024 года предположительно должен был завершиться один из этапов ходовых испытаний, а проводили их в Калифорнии, на военно-морской базе Порт-Уэнем. В это же время были обновлены спутниковые карты, а на них оказался запечатлён и сам беспилотник. На фотографии у «Манты» явно просматриваются крылья, которые обычному подводному аппарату просто не нужны. На другой фотографии, выставленной в общий доступ самой компанией, у подводного беспилотника имеется вертикальное хвостовое оперение в килевой части, аналогичное самолёту, оснащённое элементами управления.
То есть по своей сути Manta Ray является «летающим крылом», так же как и некоторые самолёты, состоящие на вооружении в Соединённых Штатах. В отношении самолёта такая конструкция увеличивает радиус действия и грузоподъёмность, а также снижает расход топлива. С этим подводным беспилотником история несколько другая. Если верить разработчикам этого проекта, подвижность «Манты» в немалой степени зависит от плавучести: как только плавучесть изменяется, крылья превращают вертикальный подъём или погружение в горизонтальное планирование. По всей видимости, это основной способ передвижения беспилотника, поскольку вряд ли он может нести слишком большой запас топлива или большие батареи. В свою очередь, планирование сильно снижает энергопотребление.
Других технических подробностей в Northrop Grumman не предоставили, остаётся неизвестным даже размер беспилотника, не говоря уже о типе бортовой системы и её возможностях. Также непонятно, умеет ли беспилотник обходиться без оператора или он работает с автономной системой пилотирования. Остаётся только ждать новых подробностей об этом проекте.
Беспилотные технологии успешно развиваются и в частном секторе, и яркий тому пример – продемонстрированный в Дубае беспилотник eVTOL XPeng X2.