Ещё до начала Второй мировой войны «каретные» двери были обычным явлением, их широко использовали и часто устанавливали на автомобили. Со временем мода на них сошла на нет, и теперь они встречаются довольно редко. Чаще всего их можно увидеть на люксовых автомобилях, стоимость которых поднимается до заоблачных высот, но и на обычные их иногда устанавливают.
Нараспашку
Конструкцию современного автомобиля во многом определяют требования к безопасности водителя и пассажиров. Если какая-то деталь может нанести вред, прямой или косвенный, её сразу же изменяют. Это касается в том числе и дверей. Каретные двери (распашные) использовались ровно до тех пор, пока конструкторы не выяснили, что отсутствие стойки сильно ослабляет общую жёсткость кузова. Если такая машина во время аварии перевернётся на крышу, то хорошего исхода ожидать не приходится, крышу просто раздавит. В целом, открывающиеся против движения автомобиля двери смотрелись куда интереснее, даже специалисты «Роллс-Ройс» признавали, что посадка и высадка через них внешне смотрится куда более элегантно. Как бы то ни было, по соображениям безопасности их больше не устанавливали, но время от времени появляются автомобили с нестандартными дверьми.
Saturn Ion
Седан и купе Saturn Ion были весьма заурядными и практически ничем не отличались от великого множества бюджетных автомобилей. Они выпускались американским подразделением General Motors в период с 2002 по 2007 год. Изначально ему под капот ставили бензиновый двигатель объёмом 2,2 литра мощностью 140 лошадиных сил, особенными характеристиками он не блистал и конкуренцию в уличных гонках составить не мог. За всё время существования автомобили Saturn Ion несколько раз обновлялись, получили новые силовые установки, коробки передач и много приятных мелочей.
На фоне этой заурядности особенно выделялось Saturn Ion Quad Coupe. У купе была интересная отличительная черта – распашные двери. Фактически дверей было две, и они открывались по ходу движения, но на противоположной стороне имелись две небольшие створки. Они представляли собой не полноценные двери, а некое дополнение, предназначенное для расширения дверного проёма. На них не было ручки, они открывались одновременно с основной дверью.
Toyota FJ Cruiser
Этого японца в России никогда не было, вернее, его не продавали официально, но несколько экземпляров всё же попали на отечественные дороги. Изначально его вообще не собирались выпускать, но после Чикагского автосалона 2003 года он настолько понравился потенциальным покупателям, что его решили всё-таки выпустить.
Производитель не прогадал, компактный внедорожник выпускался с 2006 по 2022 год. Компактный внедорожник имел очень оригинальный внешний вид, комплектовался полноприводным шасси и тяговитым 4-литровым двигателем V6. На нём можно было даже погонять. Правда, владельцы часто жаловались на излишне спартанский салон.
Двери – одна из интересных особенностей Toyota FJ Cruiser. Зачем именно здесь понадобились распашные двери, точно неизвестно, но есть мнение, что ширины одной двери не хватало, чтобы комфортно забраться на задний ряд: у внедорожника два ряда кресел, и только с одной дверью посадка превратилась бы в большое испытание. Дополнительная створка была гораздо меньше полноценной двери и не имела ручки.
Fiat 500 3+1
По любым меркам этот электромобиль очень странный. Fiat 500 изначально был трёхдверным хэтчбеком с мягкой крышей, которую можно было сложить назад, но в 2020 году выпустили его версию с дополнительной дверью. Эта дверь открывается против хода движения и находится с пассажирской стороны. Открыть её можно только изнутри, нажав на соответствующий рычаг, но до этого придётся открыть основную дверь.
В остальном электромобиль практически ничем не отличается от основной модели. Прибавка в весе составила только 30 килограмм, и на динамику это никак не повлияло. В движение Fiat 500 3+1 приводит единственный электромотор мощностью 118 лошадиных сил, а ёмкость литий-ионной батареи хватает примерно на 320 километров.
Mazda MX-30
Электрическая версия CX-30 является настоящим городским автомобилем. Главное же его достоинство – подходящее сочетание цены и возможностей: этот электромобиль достаточно дёшев. В основном, такое преимущество достигается за счёт менее мощного мотора и батареи базовой ёмкости, её хватит на поездку длиной до 200 километров, то есть исключительно в городской черте. При этом его габариты соответствуют версии с двигателем внутреннего сгорания.
Mazda MX-30 – пятидверный электромобиль. Его боковые двери состоят из двух створок, вторую же сделали исключительно для удобства пассажиров второго ряда. Правда, как и в предыдущих машинах, её нельзя открыть самостоятельно.
Rolls-Royce Spectre
Обычно двери, открывающиеся против хода движения или же распашные, являются исключением из правил. Их создание требует некоторых шагов по усилению конструкции автомобилей и принятию некоторых дополнительных мер безопасности, что неизбежно сказывается на цене автомобиля. Именно поэтому производители обычно не идут на подобные эксперименты и предпочитают классические двери. Впрочем, здесь есть и исключение – компания Rolls-Royce. Здесь что ни автомобиль, то нестандартные двери, главное, привлечь внимание покупателей, а цена машины и так высокая изначально.
Вот уж чего сложно было ожидать от компании Rolls-Royce, которая придерживается консервативного направления в работе, так это появления электромобиля. Осенью 2022 года она представила купе Spectre, которое фактически является первым в линейке новых автомобилей на полностью электрической платформе. В его основе лежит шасси, изготовленное из алюминиевого экструдированного профиля, в него же встроена тяговая батарея. В электрокупе внедрили множество технологий, благодаря которым электромобиль превратился в настоящее произведение технического искусства. Тем не менее классика осталась на месте: двери купе открываются назад, против движения.
Компания Rolls-Royce производит по-настоящему уникальные автомобили, которые сочетают в себе лучшие качества и премиальную роскошь.