Почему инженеры General Motors решили создать автомобиль на реактивной тяге? История создания 3 безумных прототипов.

Весь автомобильный мир держится на увлекающихся инженерах и конструкторах, которым часто приходят в голову очень необычные идеи. В таких случаях они идут на всё, чтобы реализовать их и опробовать, что называется, в живую, а не в теории за чертёжной доской. Правда, иногда подобные проекты слишком уж далеко уходят от реальности, но из них получаются по-настоящему безумные концепты, на которые стоит посмотреть хотя бы раз в жизни. Один из них – автомобиль с газотурбинным двигателем от General Motors.

Реактивный автомобиль

Скорость – один из главных показателей автомобиля, именно гонка за скоростью вынуждает конструкторов изобретать всё новые и более сложные способы выжать их двигателя всё, на что тот способен. Специалисты General Motors тоже многое сделали в этом направлении, а одним из самых выдающихся их достижений стал концепт Firebird. Идейным вдохновителем проекта стал Харли Эрл, который на тот момент занимал кресло шеф-дизайнера General Motors. К тому времени он уже успел стать автором многих успешных проектов, и руководство GM пошло у него на поводу, поскольку озвученная им идея была новой, и её ещё никто не успел реализовать. В случае успешной реализации можно было сделать хорошую рекламу компании.

Главным увлечением Харли Эрла были военные самолёты, реактивные истребители и бомбардировщики. Его восхищала их скорость и форма, а в своей работе он неоднократно обращался к авиационной тематике. В созданных им образах нередко проскальзывали элементы, позаимствованные у самолётов, с их помощью он придавал автомобилям стремительный и динамичный характер. В начале 1950-х годов он загорелся идеей создать своеобразный гибрид машины и самолёта, изложил свои мысли руководству, а те дали добро на реализацию по-настоящему безумного проекта.

GM Firebird

Впрочем, в настолько странном проекте было рациональное зерно, а не просто стремление создать нечто сногсшибательное. Газотурбинные двигатели обеспечивали потрясающую тягу и могли бы разогнать автомобиль до сказочных скоростей. Поэтому конструкторы были рады опробовать новое решение и на практике выяснить вопрос, можно ли оснастить машину авиационным мотором. Тем более что ещё с 1940-х подобные мысли занимали некоторых инженеров GM.

Ко времени начала работ с GM Firebird I самолётные мотивы были весьма популярны, и многие дизайнеры отыгрывали эту тему в своих творениях, но Firebird от них разительно отличался. Фактически это и был самолёт, только он ездил по земле, а не летал. Кузов этого концепта был очень похож на фюзеляж, имел хвостовое оперение и даже крылья, которые плавно перетекали в аэродинамической формы кожухи, защищавшие задние колёса. Автомобиль был одноместным, а кабину водителя защищал прозрачный овальный колпак. Это был настоящий самолёт, только с колёсами. Если к нему как следует присмотреться, можно узнать черты Douglas F4D Skyray, палубного истребителя.

Двигатель для этого чуда создавался специалистами General Motors, они его собирали вручную. Он работал совместно с 2-ступенчатой коробкой передач и развивал 370 лошадиных сил. Правда, находиться с ним рядом было довольно опасно, температура реактивной струи составляла более шестисот градусов Цельсия. При этом форма корпуса бралась не с потолка, она тщательно рассчитывалась, а потом масштабный макет испытывали в аэродинамической трубе, чтобы максимально приблизить геометрию кузова к лётной.

Концепт GM Firebird I оказался настолько удачным, что его демонстрировали на множестве выставок, и успех был ошеломительный. Ещё важнее оказались испытания, в ходе которых самолёт на колёсах попытались разогнать до максимально возможной скорости. Правда, быстрее 258 км/ч ехать не получилось, по достижении этой скорости концепт попытался взлететь.

Успех «Огненной птицы» был настолько велик, что в GM решили продолжить его разработку и создали новую версию, более домашнюю. Firebird I совершенно не годился для серийного производства, поскольку он был чрезвычайно мощным и не мог ездить по дорогам общего назначения. Производитель учёл этот нюанс и в 1956 году разработал новую версию, Firebird II.

«Дорожный самолёт» имел несколько принципиальных отличий от изначального варианта. Прежде всего он представлял собой четырёхместное купе и больше напоминал обычный автомобиль, только с несколько странным внешним видом. Газотурбинный двигатель деформировали и уменьшили скорость, а реактивный выхлоп пропустили через устройство рекуперации для охлаждения и направили вверх, чтобы обезопасить окружающих людей.

Кузов первой «Огненной птицы» был изготовлен из пластика, поскольку конструкторы пытались как можно больше снизить вес, но для второго прототипа его сделали из титанового сплава. Правда, мечтам не суждено было сбыться, странное на вид четырёхместное купе так и не пошло в серию.

Последний концепт Firebird III приурочили к успехам НАСА в осуществлении космической программы, и выглядел он очень футуристично. По своему оснащению он больше напоминал самолёт: в кабине находились два кресла с ремнями безопасности, по своей конструкции напоминающие кресла пилотов, приборная панель и даже рычаг управления, всё было построено по аналогии с истребителем.

При этом кабина была разделена на две части, каждая со своим колпаком, оба пилота могли управлять машиной автономно. Помимо газотурбинного двигателя, у Firebird III имелся небольшой мотор, который приводил в действие пневматическую подвеску, гидравлические системы и электрические приборы. Самое же интересное, что это был не макет, а полнофункциональный прототип, работающий и продуманный до мелочей.

Хоть «Огненные птицы» и остались в единственном экземпляре, но они успели внести немалый вклад в развитие отрасли и навсегда остались памятником нестандартному мышлению дизайнеров и конструкторов.

За долгое время своего существования компания General Motors выпустила немало интересных концептов, которые даже сейчас привлекают к себе внимание.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓