На ежегодной Выставке потребителей электроники, которая каждый раз проводится в Лас-Вегасе, производители хвастаются своими достижениями, презентуют очередные новинки и рассказывают о своих планах на ближайшее будущее. Автопроизводителей там тоже хватает, а представленные ими концепты и прототипы заслуживают более чем пристального внимания.
Galaxy E8
Давно прошло время, когда наличие сенсорного экрана медиасистемы уже само по себе радовало водителя. Теперь маленькие дисплеи уже не впечатляют, и производители всё больше и больше увеличивают их размер. Дошло до того, что большой экран стал своеобразным стандартом в автомобилях более дорогой ценовой категории, но и это теперь не предел. Китайский автогигант Geely решил еще больше расширить границы дозволенного и в очередной люксовый седан поставил огромный дисплей шириной 1,2 метра с диагональю 45 дюймов.
Возможно, это не было бы рекордом, но в отличие от остальных моделей, где его делают составным из нескольких экранов, здесь он монолитный и представляет собой единое устройство. Разработка эта принадлежит компании BOE, которая специализируется на создании и производстве электроники. В основу этого широкого и длинного телевизора лёг высокотехнологичный процессор Snapdragon 8295, позволяющий превратить переднюю панель машины в кинозал и место для видеоигр.
Volkswagen Golf GTI
Внедрение огромного количества электроники и использование высокотехнологичных процессов вынудило производителей использовать искусственный интеллект. Только так можно было заставить машину работать с системой автоматического вождения. Автопилот каждую секунду вынужден обрабатывать огромное количество информации и распознавать дорожные знаки, разметку дороги, препятствия на пути и соседние машины, а также следовать многочисленным правилам. Без системы искусственного интеллекта сделать это практически невозможно, поэтому машины с автопилотом дополнительно оснащаются мощным компьютером под управлением ИИ.
Вот только некоторым таких возможностей стало слишком мало, и они захотели ещё большего. По всей видимости, очередной технологией, встроенной в перспективный автомобиль, станет ChatGPT. Это тоже искусственный интеллект, но у него несколько иная специализация: он предназначен для работы с текстами и ведения диалога с человеком. Этот ИИ обучили таким образом, чтобы он мог распознавать слова, искать в них рациональное зерно, давать ответы на вопросы и вести полноценный диалог с человеком. К примеру, он может ответить на конкретный вопрос, найти информацию или поддержать разговор на определённую тему. И вот немецкая компания Volkswagen решила стать первопроходцем в оснащении автомобиля совершенно новой опцией.
Донором для неё стал новый Volkswagen Golf GTI. Помимо многочисленных изменений, внесённых в конструкцию, силовую установку и дизайн, прокачанный хэтчбек получил новую медиасистему с интегрированным ИИ ChatGPT. Вероятно, он должен будет управлять всеми системами автомобиля на основе диалога с водителем. При этом он сможет поддерживать разговор и развлекать заскучавших во время поездки пассажиров. Пока что непонятно, будет ли эта технология всего лишь концептом и одноразовой игрушкой или же станет частью серийного оснащения для богатых покупателей.
Модульный Kia
Концепция модульного автомобиля до сих пор не даёт покоя производителям. Согласно ей, в дополнение к базовой конструкции автомобиля разрабатывается несколько взаимозаменяемых модулей. При необходимости можно быстро демонтировать один модуль и заменить его на модуль другого типа, например, заменить грузовую площадку на фургон. Таким образом, покупателю не требуется платить за целый автопарк, вполне хватит одной машины и большого числа модулей. Правда, такая концепция до сих пор не прижилась в массовом производстве. У неё есть огромный минус: если все будут приобретать только модули, автопроизводители сразу же начнут терять деньги. Подобных предложений было очень много, но ни одно из них не было как следует реализовано.
Очередную попытку сделала южнокорейская компания Kia. Она представила целую серию концептов PV, где главной является основная платформа, а к ней прилагаются многочисленные модули. Причём все они унифицированы между собой и взаимозаменяемы, то есть у них нет никакой разницы в общих размерах и креплениях. Ещё одной интересной мыслью стала быстросъёмная конструкция. Разработчики придумали целую систему креплений и магнитных фиксаторов, с её помощью можно за очень короткое время снять один модуль и сразу же установить вместо него другой, сменив таким образом тип автомобиля и его функционал. Например, можно за считанные минуты преобразовать грузовик в пассажирское такси.
Mullen Five RS
Впрочем, среди представленных на выставке CES-2024 продуктов были и весьма спорные. К примеру, компания Mullen представила свою собственную разработку – тюнингованный электрический кроссовер Five RS. В него вложили очень много технологий и разработок, благодаря чему электромобиль вполне может составить конкуренцию более именитым соперникам в этой нише. Как заявил производитель, электромобиль может разгоняться до сотни менее чем за две секунды, а на трассе развивает скорость более 300 км/ч. К тому же все системы кроссовера были приспособлены под большие нагрузки на гоночном треке, в том числе силовая установка, энергосистема и даже батарея. Причём ёмкость последней составляет 100 кВтч.
Вот только заявленному остаётся верить лишь на бумаге, ибо попробовать в реальности пока не получится. Кроме того, дебют намечен аж на 2026 год, и вот это как раз заставляет сомневаться в реальности проекта. Главная тому причина – представленный в 2021 году «обычный» электрический кроссовер Five. С тех самых пор прошло уже много времени, а о начале его серийного производства так и не было заявлено. Очень может быть, что и новая прокачанная версия дальше концепта не пойдёт.
Honda-Sony Afeela
На выставке также было несколько долгожителей, которые уже не в первый раз стараются добиться внимания покупателей или потенциальных партнёров по бизнесу. К таким относится совместное творение японских компаний Honda и Sony. Ещё в 2023 году они привезли с собой 4-дверный седан Afeela с обтекаемым спортивным внешним видом и сверхсовременным оснащением. Впрочем, разработчикам он показался недостаточно хорошим, и они целый год трудились над его совершенствованием. Как бы то ни было, но усилия оказались не напрасными, а представленный концепт на голову превосходил своего предшественника.
Изменения коснулись большей части конструкции электрического седана, даже снаружи у него появилось целых два экрана, на которых разработчики собираются транслировать предупреждения для пешеходов и других водителей. Внутри изменений оказалось гораздо больше, чего стоит только продвинутая электроника, продвинутый медиакомплекс и модернизированная система навигации. Больше всего обновлений досталось автопилоту: в него вместили новые достижения в области ИИ, а также ChatGPT.
Обычно концепты строят для реализации какой-то идеи, но часть из них используются лишь в качестве дорогостоящего и крайне необычного рекламного щита.