В начале 1960 годов президент Турции принял решение о создании государственной автомобилестроительной компании. Она должна была обеспечить машинами жителей страны. В кратчайшие сроки было разработано несколько прототипов первого турецкого автомобиля Devrim. Однако прототип так и не стал серийной моделью.
Идея создания турецкого автомобиля
Представители каждой страны хотят, чтобы у них в государстве было собственное автомобилестроительное предприятие. Это позволит не только увеличить число рабочих мест, но и создавать относительно бюджетные автомобили для внутреннего рынка.
Глава турецкого государства Джемаль Гюрсель прекрасно понимал перспективы создания собственной автомобилестроительной промышленности. Поэтому в 1961 году он принял решение о создании конгресс автомобильной промышленности. Во время него было решено создать собственный отечественный автомобиль.
За разработку первого в истории Турции собственного автомобиля отвечала команда из 24 инженеров. При этом мало того, что у большинства специалистов не было какого-либо опыта работы в автомобилестроительной промышленности, так еще и у некоторых из них не было водительских прав.
Довольно сложно собирать то, в чем ты мало того, что не разбираешься, так еще и слабо представляешь, как это должно работать. При этом конгресс автомобильной промышленности установил жесткие сроки. Первый турецкий автомобиль должен был быть собран всего за 2 месяца.
Итогом работы команды инженеров стали 4 прототипа автомобилей. Причем они все машины были разными. Они отличались друг от друга как внешне, так по техническим параметрам.
Первый турецкий автомобиль Devrim
Перед турецкими инженерами стояла очень сложная задача. За короткий срок создать автомобиль, который был бы не только дешевым в производстве, но и был комфортным. Для этого было принято решение о разработке машины на основе итальянского автомобиля Fiat 1500.
Разработчики автомобиля работать практически на износ. Дало о себе знать и отсутствие опыта работы в автомобилестроительной промышленности. Часть деталей кузова переделывалась прямо в процессе сборки автомобиля.
Согласно официальным данным, в общей сложности для турецкого автомобиля было создано 10 экземпляров моторов с объемом 2 литра. Мощность каждого из них была по 60 лошадиных сил. К ним в пару были собраны механические коробки передач с 3 и 4 ступенями.
Нет ничего удивительного в том, что команда турецких инженеров не успела собрать автомобиль за 2 месяца. Спустя только 130 дней представителям конгресса автомобильной промышленности были продемонстрированы 4 экземпляра автомобилей, получивших название Devrim. Название было выбрано неслучайно. Слово «Devrim» в переводе с турецкого языка означает «Революция».
Презентация автомобиля Devrim
Первый государственный автомобиль должен был быть продемонстрирован населению Турции во время празднования Дня Республики 1961 года. Поэтому в столицу государства на поезде было отправлено 2 автомобиля. Кузов одного был окрашен в бежевый цвет. Кузов же второго получил более благородную черную окраску.
Оба автомобиля перевозились в Анкару на грузовом поезде. Согласно правилам транспортировки, в бензобаках машин практически не было топлива. Впоследствии это сыграло злую шутку с представителями власти.
Глава турецкого государства Джемаль Гюрсель намеревался добраться на торжественное мероприятие посвященное Дню Республики на автомобиле черного цвета. Однако ответственные за подачу машины забыли, что в ней нет топлива. В связи с этим президент страны смог проехать только 100 метров, после чего двигатель автомобиля заглох.
На торжественное мероприятие, посвященное национальному празднику, глава государства отправился на бежевой версии машины. Появление президента страны на автомобиле Devrim вызвало целую бурю эмоций. Однако она была совсем не такой, как рассчитывали представители власти. Дело в том, что кузов турецкого автомобиля выглядел довольно странно. Если к передней части машины практически не было претензий, то задняя часть авто вызывала много вопросов.
Представители СМИ окрестили первый турецкий автомобиль позором страны. В результате чего правительство приняло решение уничтожить все прототипы. Однако один из них все же уцелел и сейчас является достоянием одного из музеев. Желание быстро и без сторонней помощи создать свой собственный автомобиль сыграло с турками злую шутку. Вполне возможно, если бы разработка автомобиля велась квалифицированными специалистами, то все могло бы сложиться иначе.