За долгую историю войн было много случаев, когда оружие наносило урон не только цели, но и тому, кто из него стрелял. Подводные лодки в этом вопросе исключением не являются. Из-за допущенных ошибок, халатности, по чистой случайности или недосмотру атаковавшая цель субмарина несла серьёзный урон или же вообще шла ко дну, пострадав от собственного оружия.
Минные заградители
Во время Первой мировой войны Германия активно использовала лодки серии UC для массовой установки минных заграждений, пытаясь таким образом перекрыть для союзников проход в бухты или порты стратегического значения. Специально для этих целей стандартные подводные лодки получили несколько другое оборудование, приспособленное для массовой установки донных мин. Фактически донную мину требовалось лишь сбросить в воду, после чего она активировалась и переходила в боевой режим. Чтобы хоть как-то ускорить этот процесс, в субмарины установили вертикальные шахты, в которых и размещались мины, они сбрасывались по одной и устанавливались по ходу подводной лодки. Количество мин и способ их подачи в шахту различались в зависимости от модели.
Правда, такой способ не был лишён определённых недостатков и представлял большую опасность для экипажа. Если по какой-то причине срабатывал взрыватель, донная мина взрывалась прямо под субмариной и легко её топила. Этот факт сомнений не вызывает, поскольку он был подтверждён самими моряками, спасёнными после такой катастрофы. В процентном соотношении таких случаев было достаточно много, а сценарий всегда был один и тот же: срабатывал взрыватель прямо под субмариной, и та отправлялась на дно.
Загарпунить самого себя
Ещё более несуразным выглядит случай с американской подводной лодкой, использовавшейся во времена Гражданской войны. Так уж совпало, что именно она впервые в истории смогла уничтожить корабль противника при помощи подводной мины. Это произошло в феврале 1864 года. Несмотря на довольно пафосное название, использованный боеприпас был герметичным стальным бочонком, который набили порохом и вставили в него взрыватель. Сама же подводная лодка тоже недалеко ушла от обычной бочки. Она представляла собой цилиндр небольшого диаметра, в котором человек мог поместиться только сидя. Через всю допотопную подводную лодку тянулся вал, приводящий в движение гребной винт, его самого вращали семь членов экипажа, и ещё один был за рулевого.
Самое интересное – это то, как именно производилась атака. Мина крепилась на конце прочного гарпуна на носу подводной лодки, а рулевой должен был направить субмарину таким образом, чтобы воткнуть гарпун в борт. После этого оставалось только сдать назад: закреплённый на мине трос натягивался и приводил в действие взрыватель. Это нехитрое устройство сработало как надо, но подводная лодка так и не вернулась назад. Позже её нашли затопленной примерно в том же районе, где она атаковала корабль. Её корпус оказался целым, но экипаж не выжил. Предполагаемую причину установили уже потом, по мнению изучавших это дело экспертов, виноватым оказался гидродинамический удар, возникший во время близкого взрыва.
Самоторпедирование
В разработке своих подводных лодок американцы активно использовали немецкие технологии. В частности, именно так и появились на свет субмарины класса «Тэнг». За их основу взяли немецкую подводную лодку, переработали и снабдили её новым корпусом, который по своему дизайну соответствовал остальным американским моделям. На их счету много потопленных целей, как подводных, так и надводных, но одной из них в какой-то момент сильно не повезло. Произошло это во время Второй мировой войны, в 1944 году. Выпущенная ею торпеда довольно быстро потеряла цель и стала рыскать вокруг в её поиске. Она плавала вокруг субмарины и был лишь вопрос времени, когда она нанесёт удар. В итоге торпеда посчитала приоритетной целью подводную лодку и атаковала её. После этого субмарина отправилась на дно, а из команды выжило менее десяти человек. Впоследствии они были спасены и попали в плен.
Атакована грузовиком
Произошедший в 1917 году случай больше похож на анекдот или выдуманную историю, чем на реальную жизнь. История эта случилась у побережья самой северной части Норвегии, когда немецкая подводная лодка U-28 натолкнулась на транспортный корабль Olive Branch, принадлежащий Великобритании. Судно перевозило большой груз боеприпасов, а конечным пунктом его назначения был Романов-на-Мурмане, который впоследствии будет переименован в Мурманск. Интересно, что этому пароходу уже приходилось сталкиваться с немецкой подводной лодкой, и из этого противостояния он смог выйти победителем, а если точнее, сбежать с поля боя. На тот момент подводные лодки не могли похвастаться слишком большой скоростью, и корабли легко от них уходили. Так произошло и с пароходом Olive Branch, он смог отбиться при помощи имевшейся на борту артиллерии и уйти до того, как подводная лодка успела развернуться для залпа торпедами.
На этот раз кораблю повезло меньше. Капитан U-28, отличавшийся весьма своеобразным великодушием, поразил торпедой машинное отделение, а потом предложил команде покинуть судно прежде, чем он откроет по нему огонь. Команда воспользовалась случаем и пересела в шлюпки, после чего субмарина расстреляла Olive Branch, предположительно из артиллерии. В том, что случилось дальше, единого мнения не существует, разные источники расходятся в своей интерпретации событий. Согласно одним, после произошедшей детонации боеприпасов U-28 затонула, но поразил её не случайный снаряд, а грузовой автомобиль. Его подбросило в воздух взрывом, а приземлился он как раз на корпус подводной лодки.
Впрочем, это был не самый странный случай. Чемпионом по невезению можно считать капитана U-132, который в ноябре 1942 года атаковал конвой союзников. Немецкая подводная лодка выбрала своей целью грузовой корабль, а он перевозил около девяти тысяч тонн боеприпасов. После того как торпеда успешно поразила цель, капитан не придумал ничего лучше, чем кружить вокруг поверженного противника, за что и поплатился. Вторичная детонация оказалась настолько мощной, что шрапнель поразила субмарину, и та начала тонуть. Большая часть команды погибла, остальных взяли в плен. В свою очередь, экипаж корабля успел эвакуироваться, как только начался пожар.
Подводные лодки первых поколений были чем-то вроде большого эксперимента, а некоторые и созданных образцов были очень странными и до сих пор вызывают много вопросов.