Крыло самолёта плоской конструкции привычно каждому современному человеку, видевшему самолёт хотя бы на картинке. К этой форме пришли в ходе длительных экспериментов, но это не значит, что не было других вариантов. В истории развития авиации было много попыток создать летательный аппарат с крылом овальной или круглой формы. Из-за недостатков конструкции или в силу сложившихся обстоятельств ни один проект не был окончен.
Глубокая история
На заре самолётостроения изобретатели искали лучшую форму крыла, которая смогла бы поднять разработанную ими конструкцию. К примеру, в 1906 году, через три года после первого полёта на самолёте с двигателем братьев Райт, француз Луи Блерио попробовал более перспективную на его взгляд конструкцию. Это был самолёт с овальным крылом.
Он не стал мудрствовать лукаво и соединил концы крыльев полукружьями. Созданный им гидроплан не смог взлететь самостоятельно, его пришлось тянуть за собой, чтобы он оторвался от воды. Это был первый и не совсем удачный вариант самолёта с замкнутым крылом. Впоследствии многие пробовали создать самолёт с такими крыльями. Очередную попытку сделал конструктор Живодан. Посредине состоящей из двух частей кольцевой конструкции находился пилот. К сожалению, двигатель в 40 лошадиных сил не смог обеспечить должную скорость вращения пропеллеру диаметром 2,4 метра.
На самом деле предложенная им идея оказалась правильной. Сконструированная французом Эммануэлем Филлоном по этому принципу модель оказалась вполне рабочей. С использованием более современной техники её удалось поднять в воздух, и она очень хорошо летала. Тем не менее, далеко не все идеи были жизнеспособны. Кольцевая модель Уильяма Пирса Гэри диаметром целых восемь метров при попытках её поднять просто заваливалась вперёд.
Более современные попытки
Во время Второй мировой войны и в послевоенные годы тоже делались попытки создания самолёта с кольцевым крылом. В 1944 году немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель создал «Жаворонка» с девятигранным замкнутым крылом и двумя моторами. До воплощения модели в металле дело не дошло, просто не хватило времени.
В 1959 году очередную попытку сделали французы. Компания SNECMA выпустила реактивный самолёт с кольцевым крылом C-450 Coleoptere, самолёт в «бочке». Это был беспилотный аппарат, прошедший более успешных 200 испытаний.
Взлетал он вертикально подобно ракете. Разработанный на его основе вариант с пилотом смог взлететь, но при переходе в горизонтальный полёт упал на землю. Пилот успел катапультироваться, но проект сразу свернули.
Современная конструкция
В 1988 году работающий при Минском заводе шестерён клуб технического творчества получил задание создать лёгкий самолёт, которым можно было бы заменить АН-2. На тот момент этот самолёт использовался для сельскохозяйственных нужд, занимаясь опрыскиванием полей и решением прочих задач. Он был достаточно удобным, простым в использовании и эксплуатации, но при этом крайне чувствительным к боковому ветру. При этом он практически терял управление.
В состав группы разработчиков вошли помимо других специалистов Аркадий Нарушевич, Анатолий Гущин. После некоторых изысканий было решено создавать самолёт с замкнутым крылом овальной формы. Последним аргументом был созданный бумажный самолёт такой конструкции, который успешно полетел. К сожалению, сделать успели не много: закупить материалы и создать образец крыла. С наступившим 1991 годом финансирование отозвали, а проект был свёрнут.
Проект пролежал на полке до 1998 года, когда Гущин и ещё несколько энтузиастов уговорили Нарушевича его продолжить, для этого даже нашли инвестора. Забытый проект восстановили и собрали для него фюзеляж. Крепился он ко всему крылу при помощи подвесов и стоек. В 2004 году провели испытания созданного летательного аппарата. Полученные результаты оказались впечатляющими. Для взлёта ему потребовалось всего 150 метров, а в соотношении собственного веса и полезного груза он превысил все мыслимые показатели.
В 2006 году на минском предприятии создали группу для работы над проектом. Главой конструкторского бюро стал Александр Анохин, бывший военный лётчик, в составы группы также вошли Гущин и Нарушевич. За работу взялись всерьёз и начали прежде всего с расчётов конструкции, ведь этого так никто и не сделал. Спроектированное крыло испытали на соответствующем оборудовании и убедились в его уникальных возможностях. Поведение замкнутого крыла было совершенно не таким, как у обычных крыльев. Свою разработку бюро запатентовало.
К сожалению, в родной стране, скорее всего, на разработке и опытах всё и закончится. Регистрация летательного аппарата крайне затруднена, не говоря уже о созданном, который не подходит ни под один тип. Возможно, дело сдвинется с мёртвой точки, когда начнутся испытания на воронежском аэродроме.
Самолёты могут конструировать не только в больших конструкторских бюро. К примеру, двое «конструкторов из народа» смогли собрать реактивный планер и поднять его в небо.