В силу целого ряда причин кроссоверы постепенно занимают лидирующие места в рейтингах и становятся гораздо популярнее седанов. Правда, чёткого определения кроссовера так никто и не дал, а определить, когда появился первый из них, затруднительно. Тем не менее многие склоняются к мысли, что таковым является Toyota RAV4.
Toyota RAV4
Впервые японский производитель продемонстрировал нечто, похожее на будущий кроссовер, в 1989 году на Токийском автосалоне. Это был концепт Toyota RAV Four, который должен был послужить универсальным транспортным средством для всех любителей активного отдыха. По замыслу создателей, RAV Four должен был обеспечить солидную проходимость, чтобы преодолевать не очень большие препятствия на своём пути, но при этом автомобиль имел более лёгкую конструкцию, чем у внедорожника, и имел лучшую управляемость. Посетители мотор-шоу сразу же оценили необычную машину и проявили к ней большой интерес, поэтому компания решила доработать эту концепцию до серийного автомобиля. Правда, процесс этот растянулся аж на четыре года.
Хоть «Тойота» и построила концепт, никто даже и близко не представлял себе, каким должен быть новый тип автомобиля. Впрочем, основные требования к нему сформировали довольно быстро. Хоть он и предназначался для выезда на природу, где нормальные дороги — большая редкость, его решили ориентировать прежде всего на городские условия. Ведь пикник или рыбалка — это лишь дополнительный бонус, а главным же оставалась повседневная эксплуатация. Его сделали более удобным и менее брутальным, чем обычные внедорожники, позаботившись таким образом о комфорте водителя и пассажиров.
Несмотря на это, производитель позаботился о внедорожных качествах будущего кроссовера. Его снабдили постоянным полным приводом, центральным дифференциалом и гидромуфтой в версии с автоматической коробкой передач. Специально для тех, кому этих возможностей было недостаточно, среди опций значился задний межколёсный дифференциал. Вместе с большим дорожным просветом это обеспечивало приличную проходимость, вполне достаточную, чтобы выехать на отдых, но не настолько большую, как у внедорожника. То есть это было нечто среднее, ориентированное больше на асфальтированные дороги и более комфортное в ежедневном использовании.
«Победа» ГАЗ-М72
Когда речь заходит о первых кроссоверах, неизбежно все вспоминают ГАЗ-М72, уникальный автомобиль, построенный в первой половине 1950-х годов на замену уже устаревшему ГАЗ-61. Правда, он гораздо ближе к внедорожникам, чем к кроссоверам, поскольку его шасси было построено на основе армейского вездехода ГАЗ-69. От него М72 получил по наследству раздаточную коробку, передний мост и коробку передач. Вторым донором для комфортабельного автомобиля повышенной проходимости был М-20 «Победа», от которого взяли несущий кузов.
Правда, кузов пришлось серьёзно модернизировать, чтобы тот смог выдержать большую дополнительную нагрузку. Для усиления поперечной и продольной жесткости в конструкцию кузова добавили полтора десятка элементов жесткости, а передний мост закрепили на подмоторной раме. Задний мост разрабатывали конкретно под эту модель. На ГАЗ-М72 установили 16-дюймовые колёса с высоким рельефом и переделали подвеску, что позволило увеличить дорожный просвет до 210 миллиметров. В итоге автомобиль мог легко ездить по снегу, песку, распаханным полям и жутким просёлочным дорогам. Салон при этом был точно таким же, как у М20, в нём были установлены комфортные диваны с мягкой обивкой, радиоприёмник и отопитель. Единственным большим отличием ГАЗ-М72 от серьёзного внедорожника было отсутствие рамы, но сейчас, когда развелось много «проходимцев» с несущим кузовом, этим уже никого не удивишь.
Willys Overland Jeepster
На самом деле, этот автомобиль гораздо ближе к кроссоверу, чем «Победа» ГАЗ-М72. Он появился на рынке в 1948 году и был попыткой производителя расширить собственный модельный ряд. На тот момент продажи Willys MB существенно сократились, поэтому требовалось что-нибудь новое и незаурядное. Правда, денег на создание производственных мощностей не было, впрочем, как и на полноценную разработку новой модели. Первым стал весьма странный Willys Jeep Station Wagon, кузов для которого вообще изготавливался на заводе по производству бытовой техники, а вот второй был поинтереснее.
Willys Overland Jeepster – это модификация оригинального военного внедорожника, у которой забрали одно из главных его преимуществ – полный привод. Производитель рассудил, что не всем покупателям необходима машина с повышенной проходимостью, и выпустил облегчённый вариант вездехода. Автомобиль получился более чем интересным, в его комплектацию входило много мелких деталей, за которые обычно покупатели доплачивали солидные суммы. Это были различные удобные мелочи, такие как прикуриватель или козырёк от солнца. В остальном же машина получилась достаточно удобной, её салон отделали качественными материалами, хорошо продумали его дизайн, а внешнему виду можно было только позавидовать.
Вот только производитель сделал несколько серьёзных ошибок, из-за чего бывший внедорожник так и не стал массовым. Первая – это как раз отсутствие в комплектации полного привода. Покупатели слишком привыкли видеть в Willys полноприводный внедорожник, и немалая часть интересующихся искала как раз вариант с полным приводом, которого просто не было. Ещё одной оплошностью стала слишком высокая цена. Для своего класса машина Willys Overland Jeepster стоил слишком дорого, и за такие деньги вполне можно было приобрести что-нибудь более комфортабельное и премиальное. В итоге производство остановили из-за слишком низких продаж.
Некоторые используют кроссоверы в качестве внедорожников, но такое решение сопряжено с большим риском для автомобиля. Кроссовер и внедорожник слишком разные и предназначены для разных целей.