Так исторически сложилось, что грузовик всегда ассоциируется с большой, неуклюжей и несколько брутальной машиной. В большинстве случаев, конечно же, так оно и есть, но из каждого правила есть свои исключения. Некоторые модели вполне можно назвать самыми маленькими грузовиками в мире.
Atlas 800
В послевоенные годы в Германии сложилась крайне непростая обстановка, сказывалась нехватка всего, включая и грузовой коммерческий транспорт. На фоне этого компания Gutbrod, занимавшаяся выпуском малолитражек и находившаяся далеко не в лучшем финансовом состоянии, решила переключиться на новый для себя вид транспорта – грузовики.
Выпускавшиеся компанией малолитражки собирались на хребтовой раме, поэтому основа для новых машин уже была. В кратчайшие сроки инженеры разработали кузов и собрали коммерческий грузовик. Поскольку база была маленькой, то и грузовик получился весьма компактным. Atlas 800 увидел свет в 1949 году.
Лёгкий фургон оснащался даже по тем временам крошечным двигателем объёмом 576 кубических сантиметров, который выдавал мощность целых 16 лошадиных сил. Мотор работал с трёхступенчатой коробкой передач. Несмотря на такие характеристики, грузоподъёмность фургона была впечатляющей: он мог увезти 800 килограмм.
За два года Gutbrod выпустила почти 4 тысячи фургонов, пользовавшихся приличным спросом. В 1951 году к коммерческим грузовым фургонам добавился грузопассажирский автомобиль и автобус. Производитель занимался их выпуском до 1954 года.
Roustabout Trivan Flatbed
В 1950-е годы трёхколёсные компактные грузовики были довольно распространённым явлением. Их производств было довольно дёшево, а это как раз и требовалось в период, когда экономика многих стран находилась далеко не в лучшем состоянии.
Трёхколёсный грузовик Roustabout Trivan Flatbed выпускался в Соединённых Штатах, а разработал его инженер и предприниматель Чарльз Пейн, принимавший участие в создании внедорожника Willys MB. О грузовике настолько мало известно, что даже точный период его выпуска остаётся загадкой. Предположительно, его производили с 1962 года, а завершили выпуск то ли в 1963, то ли в 1964 году. В любом случае, за всё время собрали всего 137 грузовиков.
В его основе лежала трубчатая рама, в передней части которой крепился мотор. По неумолимой логике, заднюю часть конструкции должны были бы поддерживать два колеса, ведь на неё приходится наибольшая нагрузка, но Чарльз Пейн сделал по-другому. Сзади находилось только одно колесо, оно и приводилось в движение двигателем.
На грузовик ставили двухцилиндровый мотор мощностью 32 лошадиные силы, а также трёхступенчатую коробку передач. Всё это могло ехать со скоростью 73 км/ч и везти полезный груз в 450 килограмм. При этом в качестве подвески заднего колеса использовались два пневмобаллона с постоянным давлением. Зачем было создавать такую неустойчивую конструкцию, история умалчивает.
Velorex 435D
Миниатюрный самосвал появился уже под конец периода, когда были популярны мотоколяски. Производитель Velorex стремился хоть как-то поддержать стремительно падающий спрос, поэтому решил выпустить больше похожий на игрушку грузовик. Чтобы не заниматься созданием новой платформы, шасси для грузовика взяли от уже имеющейся мотоколяски, поэтому 435D получил мотоциклетный мотор от «Явы» объёмом 350 кубических сантиметров, от неё же коробку передач и колёса.
Машину приводил в движение цепной привод к заднему колесу, при этом цепь висела под днищем и была открыта со всех сторон. Чтобы хоть как-то её очищать и смазывать, поставили отдельный бак с маслом и закреплёнными в нём щётками. Припускавшаяся через них цепь получала минимальный уход.
Грузоподъёмность у самосвала была весьма неплохая – 445 килограмм, но вот отдельный механизм для опрокидывания кузова отсутствовал. Несмотря на приложенные производителем усилия, Velorex 435D оказался никому не нужен. После полусотни выпущенных самосвалов производство прекратилось.
С самого начала массового использования грузовиков в перевозках товаров производители пытались создать удобную машину для дальнобойщиков со спальным местом. Иногда у них получались весьма несуразные конструкции.