Перед разработчиками боевых машин встают те же самые проблемы, что и перед рядовыми автопроизводителями, и способы их решения они используют одинаковые. Правда, время от времени какой-нибудь талантливый инженер предлагает оригинальное решение, способное поставить с ног на голову существующие каноны машиностроения. Так произошло и с проектом Lockheed Twister по созданию перспективной бронемашины повышенной проходимости.
Внедорожные проблемы
Обычные автомобили, в том числе практически все кроссоверы и большая часть внедорожников, рассчитаны на передвижение по более или менее хорошей дороге. Для большинства из них идеальная дорога – это ровное бетонное или асфальтовое покрытие, на котором изредка могут попадаться небольшие неровности. Всё остальное – это серьёзные препятствия, даже если наезд на них и не приведёт к поломке, то их постоянное наличие служит источником повышенного износа из-за постоянно перегруженной подвески. С внедорожниками несколько иная ситуация, но ненамного. Они способны ехать по плохим дорогам за счёт увеличенного дорожного просвета и улучшенной подвески, для них небольшие ямы, умеренно раскисший грунт и камни не будут проблемой, но и здесь есть предел.
Можно до некоторой степени повысить мощность двигателя, можно увеличить ход амортизаторов, но это нельзя делать бесконечно. В результате же на бездорожье из-за слишком больших перепадов высоты на ямах и ухабах внедорожник надёжно вязнет и не может сдвинуться с места, как бы ни старался. Очевидный выход из ситуации – сделать большой вездеход со столь же огромными колёсами и мощным двигателем, уж он-то наверняка перелезет и через ямы, и через камни. Точно такими же методами пользуются и во время проектирования военной техники, и с такими же ограничениями.
«Сломанный» броневик
В 1970-х годах армии Соединённых Штатов понадобился новый бронемобиль. Его собирались поставить вместо броневиков М114 и М113, а основным назначением сделать разведку. Для его создания открыли проект XM800 и объявили конкурс на лучшую разработку среди нескольких хорошо зарекомендовавших себя производителей. Хоть в итоге ни один бронемобиль не пошёл в серийное производство, но полученные в ходе разработки технологии успешно использовали в других проектах. Самым же интересным был бронетранспортёр Twister от компании Lockheed.
В списке, представленном разработчикам, было много технических требований, и одними из главных значилась повышенная проходимость. Предполагалось, что бронемашина должна быть способна преодолевать сильное бездорожье во время выполнения разведывательных миссий, поэтому конструкторы Lockheed постарались увеличить её проходимость до максимума, но они столкнулись с большой проблемой. Стандартные методы оказались не очень эффективными, а масса бронемашины росла несоразмерно полученным результатам. В итоге конструкторы обратились к довольно экзотичному методу – к сочленённой конструкции.
По сравнению с обычной машиной, сочленённая имеет одно большое различие – шарнир, разделяющий её на переднюю и заднюю часть. Это на первый взгляд бесполезное новшество может в разы увеличить внедорожные качества благодаря двум дополнительным степеням свободы. Фактически рама машины разделяется на две части, которые потом могут изгибаться относительно друг друга: поперечно и продольно. Таким образом вся конструкция могла скручиваться вокруг продольной оси и сгибаться вверх и вниз.
Для Lockheed Twister разработали четырёхосной шасси, обеспечив таким образом бронемашине потрясающую устойчивость. И передней, и задней части досталось по две оси, а шарнир находился как раз на границе перед самой кабиной. Визуально броневик казался очень необычным и при этом достаточно нелепым. Он выглядел как игрушечная микромашинка с пушкой, которая толкала перед собой тележку. Проект получил внутризаводской код XM 808.
Проект оказался достаточно интересным, и вместо одной машины было решено разработать целое семейство. Предполагалось, что бронированная высокомобильная машина с повышенной проходимостью сможет найти достойное применение практически во всех родах войск, поэтому специалисты Lockheed создали четыре машины на одной и той же платформе. Одну из модификаций превратили в амфибию, способную ездить по суше и пересекать открытые водные преграды. Другая отличалась наличием внушительного бронирования и тяжёлого вооружения, фактически она могла использоваться во время наступательных операций. Ещё одна модификация была больше похожа на легкобронированный внедорожник с крытой и остеклённой кабиной, рассчитанной на двух человек. Последняя была её облегчённым вариантом, без крыши и стёкол.
Передняя и задняя часть конструктивно сильно отличались, у них даже форма была разная. Передняя расширялась к концу, что немного улучшало манёвренность и позволяло легче объезжать препятствия. Каждая из них оснащалась собственной силовой установкой, а управление ими было синхронизировано. У всех модификаций двигатели были разными, хоть силовые установки и строились по единой схеме. Обе части машины, помимо шарнира, соединялись гидравлическими приводами, с их помощью водитель мог управлять взаимным расположением обоих модулей и менять угол наклона. Угол в вертикальной плоскости регулировался в диапазоне от 35 до – 27 градусов, также машина могла изгибаться в обе стороны на угол 31,5 градуса.
Примечательно, что Lockheed Twister был полноприводным и имел колёсную формулу 8х8. При этом подвеска была полностью независимой, а ход амортизаторов чрезвычайно большим. Для передних четырёх колёс он составлял 300 миллиметров, а для задних – 670. Благодаря сочленённой схеме, бронемашина могла без труда перебираться через препятствия почти метровой высоты. И это при снаряжённом весе от пяти до десяти тонн, в зависимости от модификации. К тому же внедорожные возможности машины позволяли выехать по крутому скользкому склону.
Несмотря на все достоинства броневика 8х8, он не понравился военным. Впрочем, как и последующий вариант 6х6. Созданные прототипы до сих пор пылятся в качестве экспоната в экспозиции военной техники.
В России тоже создают интересные автомобили, в том числе и для армии, например, внедорожник-пикап АГ-34, который можно использовать и во время боевых действий, и на гражданке.