Умный автомобиль: Зачем машине искусственный интеллект

В недалёком прошлом было сложно даже представить, что искусственный интеллект заполонит всё вокруг. Теперь даже мелкая бытовая техника резко поумнела, а некоторые холодильники даже могут искать рецепты в интернете с имеющимися в наличии продуктами. Автомобили – это отдельный вопрос, теперь даже бюджетные модели имеют встроенные интеллектуальные системы.

Современный автомобиль

Когда речь заходит об искусственном интеллекте, большая часть людей почему-то ассоциирует его с какой-нибудь научной фантастикой, с чем-то нереально сложным и недоступным. На самом деле, эта технология используется очень давно, в частности, в автомобилях. Главное преимущество искусственного интеллекта состоит в высокой скорости обработки большого количества данных, поэтому он отлично справляется с управлением бортовыми системами. Тем более что в современной машине большая часть узлов работает с электроникой, а всё управление ими происходит по проводам. Именно поэтому конструкторы решили делегировать часть функций искусственному интеллекту.

Конечно, это не значит, что водителю совсем ничего не нужно делать за рулём, но некоторые вещи стали действительно гораздо проще. В частности, во время выполнения манёвров бортовые системы заботятся о стабилизации автомобиля, чем сильно облегчают жизнь водителю. На самом деле, даже недорогие автомобили сейчас оснащаются интеллектуальными системами, которые следят за процессом вождения, помогают на сложной дороге, вносят коррективы или реагируют на опасные ситуации. Если же автомобиль принадлежит к дорогой ценовой категории, то уровень его «интеллектуализации» намного выше.

Электронные ассистенты

Интеллектуальные помощники сейчас используются даже в базовых комплектациях недорогих автомобилей. Фактически это программы, которые включаются автоматически или же самим водителем, когда приходится ехать по сложной трассе, к примеру, по мокрому или обледеневшему асфальту, по плохой дороге или по бездорожью. Мало того, что программа меняет настройки подвески, чтобы лучше приспособить её к определённым условиям, она к тому же следит за текущими показателями – скоростью, вращением колёс и прочими. Ассистент чутко реагирует на состояние машины, может остановить начинающийся занос или пробуксовку. Проще всего электронного помощника сравнить с инструктором по вождению, который сидит рядом и корректирует действия ученика незаметно для него самого.

Адаптивный круиз-контроль и автопилот

Это совершенно другой уровень использования искусственного интеллекта, а похвастаться такими возможностями могут автомобили дорогого сегмента. Причина тому простая – для этого требуется совсем недешёвое оборудование, а конструкция такой машины будет намного сложнее. Адаптивный круиз-контроль может стать отличным помощником для тех, кому приходится много времени проводить за рулём. Он умеет следить за разметкой и возвращать автомобиль на его текущую полосу движения в том случае, если водитель расслабится и перестанет обращать на неё внимание.

В отличие от адаптивного круиз-контроля, который уже находится на уровне стандартного оснащения, автопилот пока что является экспериментальной технологией. Такая вещь, как полностью автономная система вождения, которая способна обойтись без вмешательства человека, всё ещё является неосуществимой мечтой. Попытку его внедрения сделала компания «Тесла» и даже добилась определённого прогресса в этой области. Главной проблемой в дальнейшем развитии автопилота оказались ошибки искусственного интеллекта: в целом ряде случаев он неверно интерпретировал окружающую обстановку и принимал поэтому неверные решения. Например, сворачивал не туда или же наращивал скорость, когда нужно было её снизить, а то и вообще остановиться. Все эти проблемы, конечно, решаемы, но это долгий и технически очень сложный процесс.

В своей работе искусственный интеллект использует видео с внешних камер, данные с ультразвуковых и лазерных радаров, а на их обработку тратит огромные цифровые ресурсы. Адаптивный круиз-контроль и интеллектуальные помощники, конечно, тоже требуют вычислений и сложной цифровой техники, но автопилот находится на совершенно ином уровне. Он анализирует огромное количество информации о других автомобилях, участвующих в движении, дорожных знаках, разметке, возможных препятствиях, пешеходах, светофорах и прочую. И при этом искусственный интеллект должен принимать решения, основанные на установленных общепринятых правилах. Пока что те из водителей, кто игнорировал предупреждения и пытался полагаться исключительно на автопилот, зачастую оказывались на грани аварии. Хоть пока и неизвестно, когда появится полностью автономная система вождения, но искусственный интеллект уже приносит пользу водителям.

Экстренное торможение. Наверное, нет худшего кошмара для водителя, чем пешеход, который внезапно выскакивает перед машиной. Система экстренного торможения как раз и создавалась для подобных случаев. Управляет ею тоже искусственный интеллект. Он анализирует данные с радаров и камер, находит препятствие на дороге, останавливает двигатель и активирует тормозную систему. Самое интересное, что делает он это гораздо быстрее, чем средний водитель. Человеку нужно немалое время, чтобы зафиксировать препятствие, принять решение и нажать на тормоз. Пусть оно и небольшое, но его вполне хватает, чтобы врезаться во внезапно затормозившую машину или сбить выскочившего на дорогу прохожего. Электроника срабатывает более оперативно.

Контроль слепых зон. Водитель физически не может видеть всю дорогу, потому как у него очень ограниченный обзор, но за него это делает искусственный интеллект. Используя датчики и камеры, он «замечает» машины и помогает избежать аварии. В некоторых моделях бортовая система подаёт звуковые сигналы, в других же машина сама может притормаживать, чтобы избежать столкновения.

Ассистент контроля бдительности. Это одна из самых интересных функций в современном автомобиле. Не так давно искусственный интеллект научили следить за показателями водителя при помощи датчиков на руле. Благодаря этому ИИ может узнать о перебоях в работе сердца и заранее остановить машину в аварийном порядке. Делается это для того, чтобы предотвратить аварию. Ещё одна функция – следить за тем, чтобы водитель внезапно не уснул посреди дороги. Поскольку у засыпающего человека неизбежно меняются жизненные показатели, искусственный интеллект может спасти водителя и не дать ему врезаться во что-нибудь. Сначала машина активирует тормоза и пытается «растолкать» человека и заставить его проснуться. Если же это не помогает, она берёт управление на себя, замедляет движение и останавливается на обочине.

Современные технологии могут изменить автомобиль самым радикальным способом, а если к этому добавить роскошь и неуёмную фантазию, то появляются очень странные машины.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓