Как показала история, каждый раз, когда наступает глобальный дефицит топлива или какой-нибудь топливный кризис, обязательно появляются очень интересные изобретения. Например, в 1921 году началось производство крайне необычного трактора, которому совершенно не нужен бензин, чтобы справляться со своей работой.
Небензиновые двигатели
По идее, машину не обязательно заправлять бензином или дизелем, чтобы она сдвинулась с места. Как показали многочисленные и нечеловеческие эксперименты, в двигатель внутреннего сгорания можно заливать всякую горючую гадость, на которой он сможет работать некоторое время. Правда, недолго, после чего мотор скорее всего придётся выкинуть на свалку, но сам принцип это доказывает: подойдёт любое топливо, лишь бы оно достаточно хорошо горело. Идея эта не нова, и с давних времён над созданием альтернативных двигателей работает много специалистов. Им даже удалось добиться определённых результатов, а яркий тому пример – газовый двигатель.
Работал этот двигатель, конечно, не на газе, а на дровах, а газовым назывался, поскольку под воздействием высокой температуры и без воздействия воздуха древесина в буквальном смысле слова испарялась и превращалась в газообразные углеводороды. Именно они и сгорали вместо бензина. Впоследствии газовый двигатель даже нашёл ограниченное применение и оказался очень полезен. Как бы то ни было, но этот тип двигателей не единственный, привлекающий к себе внимание.
Всеядный мотор
На момент своего изобретения двигатель, которым комплектовались трактора Lanz Bulldog, уже являлся доисторическим чудовищем. Он был настолько архаичен, что не будь в нём насущной необходимости, о его создании никто и никогда бы не подумал. Причина же оказалась очень простой – после окончания Первой мировой войны, вследствие разрухи и введённых ограничений, сельское хозяйство Германии оказалось на грани коллапса.
На сельском хозяйстве очень сильно сказалось нарушение поставок топлива, и трактора просто нечем было заправлять. Несмотря на неприхотливость конструкции тракторных двигателей, в них нельзя было заливать мазут, масло или ещё что-нибудь горючее, чего хватало с избытком. Поэтому пришлось изобрести новый тип двигателя внутреннего сгорания, способный переварить буквально любой вид топлива. Занялась же этим компания Heinrich Lanz AG, расположенная в немецком городе Мангейм.
Дополнительное требование было всего одно – очень простая конструкция. Производство нужно было наладить очень быстро, поэтому не было времени на создание чего-то сложного и утончённого. К тому времени компания уже была известной, в ней работал много талантливых инженеров, и это изобретение стало для них большим прорывом. Конечно, двигатель получился примитивным, но он соединял в себе крайне простую конструкцию и огромную надёжность, что само по себе было большим плюсом.
Сам двигатель спроектировал Фриц Хубер, немецкий изобретатель и конструктор. Мотор состоял всего из одного цилиндра и работал по двухтактной схеме, но его объём был по-настоящему огромным. Он составлял десять литров. При этом единственный цилиндр располагался горизонтально, что само по себе было большой проблемой из-за создаваемой им сильнейшей вибрации. Для её гашения использовался кулачковый механизм, но с вибрацией он справлялся плохо, поэтому трактор очень сильно трясло. При этом топливом могло служить всё что угодно, лишь бы оно достаточно хорошо горело и было жидким.
Топливный насос здесь был не нужен. Бак располагался гораздо выше двигателя, поэтому топливо стекало вниз самостоятельно, требовалось лишь отрегулировать скорость его подачи. Ключевым фактором была температура в камере сгорания (цилиндре), при этом топливо разогревалось уже внутри и сгорало с максимальной теплоотдачей.
Самой же большой сложностью был запуск двигателя, поскольку для начала работы он должен был набрать температуру. Для этого в конструкции предусматривалась сферическая камера непосредственно перед цилиндром. Её требовалось очень сильно нагреть, чтобы поднять температуру внутри и разжечь топливо. Правда, времени на это могло уйти очень много, согласно имеющейся информации, около четверти часа, если погода была тёплой, и час на холодном воздухе. После этого требовалось вручную «прокачать» мотор и заставить его работать.
Тракторы назвали Bulldog, и в то время они пользовались популярностью. Первые модели были очень простыми, у них не было даже кожуха, но впоследствии их доработали и придали им цивилизованный вид. Ими даже за рубежом заинтересовались. Копии Lanz Bulldog выпускались в Испании, Франции, Австралии, Польше и Аргентине. Производство же продолжалось вплоть до 1960-х годов.