В своё время появление солнечных батарей открыло перед энтузиастами большую перспективу: они всерьёз решили построить автомобиль, которому не требуется топливо. Правда, всё оказалось не так просто, а создание полноценной машины, способной обходиться без ископаемого топлива, заняло много времени. В самом ближайшем будущем в продажу поступят машины, которые не нужно заправлять или заряжать от сети.
Почему это сложно
Изобретение так называемых солнечных батарей стало огромным прорывом в науке и технике, а основой их стали светочувствительные элементы, которые умеют преобразовывать солнечный свет в электричество. Перспективы у этой технологии были огромными: теоретически можно было оснастить солнечными панелями любое электрическое устройство, и оно могло бы работать без центрального электроснабжения. Таким образом можно было бы экономить на электричестве и не зависеть от его наличия. Даже автомобили перевели бы на электротягу, чтобы каждый раз не покупать дорогой бензин, а вредные выбросы от них свести к нулю. Вот только реальность оказалась не настолько радужной.
Эффективность солнечных панелей оказалась чрезвычайно низкой и исчислялась даже не десятками процентов, а единицами. Первые модели могли преобразовывать в электричество всего лишь около 6% солнечного света, и для того, чтобы поднять этот показатель, потребовались десятилетия. Современные солнечные батареи могут преобразовывать до 30% солнечной энергии, но только при условии использования высокотехнологичных материалов и инновационных технологий. Их секрет кроется в преобразовании не только видимого солнечного света, но и его ультрафиолетовой и инфракрасной составляющих. Впрочем, эта технология всё равно имеет много ограничений, например, для эффективной работы требуются прямые солнечные лучи максимальной яркости. Мешает даже лёгкая облачность или неправильный наклон панелей.
Всё это сильно ограничило сферу использования технологии, а в целом ряде областей её вообще невозможно использовать. Автомобили не стали исключением. Любая машина слишком большая и тяжёлая, поэтому для неё нужен мощный двигатель, способный сдвинуть её с места и обеспечить достойную скорость. Для этого требуются солнечные панели с большой площадью, и разместить их на автомобиле технически невозможно. Впрочем, это никого не останавливает. Попытки создать электромобиль на солнечной энергии были и продолжаются сейчас, а самую успешную на текущий момент предприняла компания Aptera Motors.
Странная малолитражка
Свою работу компания Aptera начала ещё в 2006 году, но тогда ни о каком автомобиле на солнечных элементах речь не шла. Она разработала очень странную трёхколёсную машину с небольшим двигателем внутреннего сгорания, собиралась выпускать его серийно и даже начала собирать предзаказы. Правда, денег на это у неё не было, а кредиты ей давать отказались. После долгих мучений компания столкнулась с серьёзными техническими и финансовыми трудностями, не смогла их преодолеть и была полностью закрыта в 2011 году.
В 2012 году идеей заинтересовалась китайская компания Zhejiang Jonway Group. Она выкупила обанкротившуюся «Аптеру», включая все её разработки, и продолжила реализацию проекта, но уже в двух вариантах: в бензиновом и в электрическом. Вот только слишком долго этот оптимизм не продлился, и кроме двух концептов так ничего и не сделали из-за возникших противоречий между владельцами. Компанию разделили на две части, американскую и китайскую, но обе они в 2014 году работать перестали, а о трёхколёсных концептах благополучно забыли. Лишь через 6 лет, в 2019 году, изначальные авторы этого проекта решили продолжить работу в формате стартапа.
На солнечных панелях
Памятуя о предыдущих неудачах, авторы оригинальной идеи решили не вкладывать в проект неимоверные средства, вместо этого они разместили его на краудфандинговой платформе и объявили открытым приём заказов. На этот раз они собирались выпустить электромобиль нестандартной формы, который будет полностью работать на солнечных батареях. Разумеется, районом своей деятельности они наметили южные штаты США, где от их машины был бы хоть какой-то толк. В Калифорнии, к примеру, светит яркое солнце чуть ли не круглый год. На текущий момент они уже успели набрать более 48 тысяч заявок, что вряд ли можно считать удивительным, ведь цены на топливо растут постоянно, а представленный компанией электрокар заправлять не нужно вообще.
Текущая разработка компании – электромобиль Aptera Gamma. Это предсерийная модель, она по большей части завершена и вряд ли слишком сильно изменится с появлением серийной. «Гамма» представляет собой двухместный электромобиль, предназначенный, в основном, для поездок по городу. Основным материалом для его изготовления стали композиты на основе стекловолокна и углеволокна, причём производитель заявляет, что изготовленный из них кузов по своей прочности может сравниться со сталью. Для изготовления шасси наверняка использовались металлы, но какие, остаётся неизвестным.
Шасси в Aptera Gamma – самое интересное. Вместо стандартного четырёхколёсного конструкторы использовали трёхколёсное, причём сзади находится единственное опорное колесо. В стандартной комплектации электрокар является переднеприводным, а в движение он приводится при помощи двух мотор-колёс. Согласно представленной производителем информации, также будут и полноприводные комплектации с дополнительным третьим мотор-колесом. Никаких технических характеристик в Aptera Motors пока что не приводят, поэтому неясно, какие и с какими характеристиками используются двигатели, ёмкость батареи и её тип тоже неизвестны.
Почти весь кузов электромобиля, за исключением стекла и боковин, покрыт солнечными панелями. Они подзаряжают тяговую батарею и позволяют проехать дополнительно 64 километра. В остальном же Aptera Gamma представляет собой классический электрокар, питающийся от аккумуляторов. Их ёмкость будет зависеть от комплектации, а максимальный пробег на одной зарядке составит до 1600 километров. Таких цифр удалось добиться за счёт снижения веса. Заряжаться он будет либо от стандартной электросети, либо на специализированных зарядных станциях.
Салон у Aptera Gamma достаточно спартанский, в нём нет ничего лишнего, но производитель предусмотрел наличие целого пакета опций, состав которого он не раскрывает. В задней части находится багажное отделение объёмом 920 литров, а грузоподъёмность составляет 136 килограмм при условии, что в кабине будет только один водитель.
Первые заказанные электромобили собираются доставить покупателям к концу 2024 года, а цена их составит от 26 до 46 тысяч долларов, в зависимости от комплектации и количества опций.
Электромобили становятся более распространёнными, даже в России собираются выпускать премиальный электрокар, только китайский.