За всю свою вековую историю итальянское кузовное ателье Zagato прославилось эксклюзивными и чрезвычайно дорогими проектами. Фирменный шильдик стал своеобразным знаком качества и престижа, а среди выпущенных ателье автомобилей вряд ли можно отыскать два одинаковых. Тем более удивительно узнать о существовании весьма неказистой маленькой серийной машины, когда-то выпущенной под этим брендом.
Бензину вопреки
Начало 1970-х годов ознаменовалось активизацией «зелёных» и массовыми протестами против загрязнения окружающей среды. Разумеется, всё это коснулось и автопроизводителей, поскольку прожорливые двигатели с большими объёмами, особенно полюбившиеся всем V8, выбрасывали в воздух неимоверное количество токсичных газов.
Конечно, некоторые уже пытались проводить эксперименты с электрическими двигателями и батареями, но те сильно проигрывали ДВС, поэтому от идеи их широкого использования на тот момент отказались. Вероятно, в ателье Zagato решили, что широкий интерес общественности к теме экологии компенсирует технические недостатки электрических машин, поскольку всерьёз задумались о собственной модели. Как бы там ни было, после целого ряда чрезвычайно рискованных решений в 1974 году широкой общественности был представлен электромобиль Zagato Zele.
Кубический автомобиль
Продемонстрированный электрокар оказался чрезвычайно странным, хоть и очень интересным. Прежде всего, он выглядел так, будто его вытесали топором, он сплошь состоял из прямых линий и ровных поверхностей. Это кажется тем более удивительным на фоне любой из предыдущих работ итальянского кузовного ателье.
Вероятно, своим внешним видом машина обязана переходу производителей к угловатым чертам, что было чрезвычайно модным.
Большую часть узлов для шасси было решено взять от бюджетного автомобиля Fiat 500, что значительно снижало сложность производства.
Кузов изготовили из пластика, чтобы ещё больше снизить вес и облегчить нагрузку на двигатель. Возможности аккумуляторных батарей на тот момент были существенно ограничены, поэтому любая экономия заряда была жизненно необходимой.
Длина Zagato Zele составляла 2133 миллиметра, а вес – всего 495 килограмм. При этом электромобиль оснащался киловаттным мотором, который работал от батареи аккумуляторов с номинальным напряжением 12V. Заряжался автомобиль от обычной розетки, и процесс этот был не очень быстрым.
Водитель с одним пассажиром могли рассчитывать максимум на 40 км/ч и 80-километровую поездку. Разумеется, расстояние сильно зависело от уклона дороги и полезной нагрузки.
Zagato Zele из-за своих крайне ограниченных возможностей так и не стал массовым. Всего было выпущено 500 экземпляров. Больше ателье не делало попыток выпустить собственный автомобиль.
Вероятно, одним из самых странных автомобилей является Volkswagen Mini-Golf, маленькая машина для маленьких людей.