В своё время «Хамви» произвёл большое впечатление не только на американских военных, но и на гражданских автолюбителей, которые тут же пожелали обзавестись таким же автомобилем. Впрочем, в этом они были не одиноки. Для армии Японии тоже создали аналогичный внедорожник, а потом на рынке появилась его гражданская версия.
Японский «Хамви»
Впрочем, учитывая положение страны восходящего солнца и её зависимость от Соединённых Штатов, принятие на вооружение японского варианта HMMWV нельзя назвать чем-то удивительным. Разработкой занималась Toyota, которая в 1995 году представила военный внедорожник Mega Cruiser BXD10. Конечно, это не копия американского «Хамви», но их конструкция оказалась очень похожей.
Разрабатывался BXD10 с учётом нужд военных и предназначался для выполнения многочисленных задач, связанных с перевозкой личного состава и раненых, патрулированием и боевыми операциями, для чего на шасси устанавливаются различные виды вооружений. В основе его лежит полноуправляемое шасси, снабжённое дизельным двигателем, трансмиссией с постоянным полным приводом, межосевой и межколёсными блокировками.
Правда, под капотом у него находится не мощнейший V8, а рядный четырёхцилиндровый турбодизель объёмом 4,1 литра и мощностью 155 лошадиных сил. Производитель постарался унифицировать военный внедорожник со своими гражданскими моделями, чтобы в дальнейшем упростить ремонт и обслуживание. К примеру, двигатель устанавливали в автобусы и коммерческий транспорт, а раздаточную коробку – на Toyota Land Cruiser 80.
Отдельного упоминания заслуживают внедорожные качества. У BXD10 просто огромный клиренс – с завода он составляет 420 миллиметров. К тому же, его поставили на прочнейшую лестничную раму и торсионную подвеску, независимую для каждого колеса, а последние работают с бортовыми редукторами, дополнительно повышающими передаточное отношение. В сочетании с мизерными свесами и огромной внедорожной резиной это наделяет «японский хаммер» отличной проходимостью. Он может переползать через внушительные препятствия высотой до одного метра, преодолевать броды, спускаться и подниматься по дороге с большим уклоном. Да и радиус разворота у него чуть больше пяти с половиной метра благодаря способности задних колёс поворачиваться на 12 градусов.
Служба на гражданке
HMMWV выпускался во множестве вариантов, в том числе и для службы на гражданке – в полиции и в пожарных частях. Для этих целей разработали ещё одну версию, Toyota Mega Cruiser BXD20. Конечно, кое-что внедорожник потерял в оснащении, например, систему подкачки колёс. Военных она спасала, позволяя преодолевать совершенно жуткое бездорожье: давление в шинах уменьшалось, а площадь контакта с дорогой увеличивалась, после чего колёса можно было подкачать заново. В городской черте и в пригороде такие возможности были попросту не нужны. Зато Mega Cruiser снабдили более востребованными опциями, уже в базовой конфигурации присутствовали комфортабельные кресла, шумоизоляция, полный электропакет, аудиосистема, и кондиционер.
Праворульный Toyota Mega Cruiser BXD20 предназначался исключительно для местного рынка, его не планировали продавать за рубеж. Тем не менее бывшие армейские внедорожники можно встретить во многих странах, никакие ограничения не могут остановить автолюбителя, пожелавшего иметь едва ли не эксклюзивную машину с отличной проходимостью.
Конечно, большая часть владельцев внедорожника переоборудует его в соответствии со своими потребностями, чтобы сделать автомобиль более комфортным и удобным в повседневной жизни. Один из экземпляров Toyota Mega Cruiser BXD20 был продан в Соединённых Штатах в первой половине октября 2022 года. Причём внедорожник этот импортировали из Казахстана.
Предыдущий владелец приобрёл его в 2021 году и проехал на нём около 5 тысяч километров, суммарный пробег составил примерно 91 тысячу. По всей видимости, о машине хорошо заботились, поскольку, помимо нескольких незначительных внешних дефектов, она полностью исправна и находится в отличном состоянии.
Где именно и когда внедорожник проходил конверсию, неизвестно, но, согласно предоставленным продавцом сведениям, таких было сделано примерно 12 штук. Силовую установку и механику никто не трогал, единственной серьёзной модификацией стал перенос рулевого управления на левую сторону, что позволило без проблем пользоваться машиной за пределами Японии.
Основная часть модификаций коснулась внешнего вида и салона. Toyota Mega Cruiser BXD20 получил экспедиционной багажник, сзади запаску и лестницу на крышу.
Четырёхместный салон оборудовали удобными мягкими креслами с подогревом, установили медиасистему с сабвуфером и сделали красивую отделку с деревянными декоративными вставками.
Для большего комфорта водители и пассажиров внедорожник оснастили обогревателем на дизельном топливе и развлекательным центром с тремя телевизорами.
Также среди оснащения числятся камера заднего вида и датчики парковки, встроенные в переднюю панель экраны, холодильник вместе со складным столиком между пассажирскими сиденьями, дистанционный запуск двигателя, спутниковый телефон и радиостанция. За всё это удовольствие покупатель не пожалел 310 тысяч долларов.
В Китае тоже есть свой «Хаммер», только в отличие от многих других автомобилей местных производителей, он лицензионный и довольно дорогой.