41-й «Москвич» (он же АЗЛК-2141) был, вероятно, самым спорным автомобилем за всю историю отечественного автопрома. С одной стороны, он оказался революционным, а многие разработки для него делались с нуля. С другой, необкатанные технологии и неунифицированные запчасти сыграли с автолюбителями очень злую шутку. Несмотря на это, необычный «Москвич» дал толчок развитию завода в совершенно новом направлении. Частично благодаря ему в истории АЗЛК появился уникальный концепт «Арбат».
Новый автомобиль
В начале 1980-х годов специалисты завода всерьёз задумались о разработке машины в совершенно не типичном для себя кузове. Конструкторы обратились к руководству, и генеральный директор Валентин Коломников принял решение о начале работы над новым проектом, минивэном «Москвич-2139».
Основу его заложил Александр Кулыгин, которого пригласили специально ради этой работы. Он уже успел отметиться собственноручным созданием двух автомобилей «Панголины» и «Ухты». Для начала он разработал макет в масштабе 1:4, где отобразил внешний вид автомобиля и намёки на интерьер. У него даже открывалась задняя дверь. В таком виде макет долго возили по выставкам, но в итоге руководство признало его слишком обычным. Кулыгин даже успел изготовить полноразмерный макет, но в середине 1980-х покинул завод, а проект был приостановлен.
Концептуальный минивэн
Работу над 2139 продолжил уже другой дизайнер, Сорокин. Причём идеи он предложил собственные, радикально отличавшиеся от видения предшественника. Изготовленный по его эскизам пластиковый макет 1:5 руководство одобрило и утвердило, после чего началась кропотливая работа над полноразмерным ходовым прототипом.
Занимались его созданием непосредственно в бюро художественного конструирования. Благо, до этого руководство дало распоряжение оборудовать в нём полноценную мастерскую. Работавшие над проектом специалисты даже ночевали на рабочем месте на раскладушках, не отрываясь от процесса ни на минуту.
«Москвич-2139» базировался на стальной пространственной раме, к которой крепились все узлы и непосредственно кузовные панели. Все основные узлы и агрегаты позаимствовали у «Москвича-2141», а перспективный карбюраторный двигатель АЗЛК-21414 выделило руководство. При объёме 1,8 литра он выдавал 95 лошадиных сил. Правда, заднюю подвеску пришлось проектировать собственную, чтобы обеспечить требуемую проектную грузоподъёмность.
Кузов минивэна решили изготовить из стеклопластика. Основу для него сделали из пенопласта и алюминиевого профиля, а потом покрыли гипсом. Как только гипсовый «кузов» застыл, его разрезали на несколько частей, чтобы изготовить обратные формы для кузовных панелей. Впоследствии они изнутри выклеивались стеклотканью и стекловолокном, которые покрывались полимерной смолой.
Во многих отношениях «Москвич-2139» оказался инновационным. У него полностью отсутствовала решётка радиатора, кузов имел аэродинамическую форму, а ручки были спрятаны внутри дверей. Салон отделали тканевой обивкой, а передние кресла сделали поворотными, чтобы облегчить посадку и высадку. Сами кресла были выполнены из отдельных подушек.
Водителя ждал настоящий сюрприз: для него сделали мультируль и комбинированную приборную панель, где вместе со стрелочными приборами соседствовали цифровые индикаторы. Отдельно выделили место для установки медиасистемы. О минивэне много писали в газетах и журналах, он даже удостоился награды на ВДНХ. К сожалению, это всё, чем он мог похвастаться. Автомобиль планировался исключительно в качестве концепта.
Производство готовили для другого минивэна, «Москвича Ресса». Его готовили специалисты АЗЛК совместно с Garnero, итальянской компанией. Для него даже готовили производственные мощности в городе Сухиничи, но этот проект тоже остался только на бумаге. В итоге единственный экземпляр минивэна вернули его основным разработчикам в Италию.
Среди концептов было очень много удивительных минивэнов, таких как Lamborghini Bertone Genesis.