Современный человек редко задумывается о том, сколько именно различной техники производится каждый день. Даже если это происходит, то столь большие масштабы просто ускользают от понимания. Между тем вся выпущенная техника, какой бы она ни была, просто обязана выйти из строя и в своё время оказаться на свалке. И вот масштабы этих свалок поистине впечатляют, особенно если речь заходит о танках и прочих военных машинах.
Почему так происходит
Танк, да и любая военная техника, если уж на то пошло, представляет собой большую ценность. Мало того что на разработку, без преувеличения, тратятся годы и усилия тысяч специалистов, так ещё и производство совсем не дешёвое. Государству покупка военной техники обходится в огромные суммы. Согласно разным источникам, стоимость одного танка «Абрамс» составляет от 2,5 до 8,6 миллиона долларов, в зависимости от версии. Продаваемый за рубеж российский Т-90С стоит 2,5 миллиона долларов, а модернизированный Т-90МС – до 4,5. Цифры отнюдь немаленькие, даже устаревшие танки и прочая бронетехника стоят очень дорого. Поэтому возникает резонный вопрос относительно огромных кладбищ по всему миру, забитых боевыми машинами.
На самом же деле всё это происходит не из-за разгильдяйства военного руководства в какой-нибудь конкретной стране или неправильно расставленных приоритетов. Любая техника устаревает, военная – не исключение. Она требует постоянного ремонта и обслуживания, которое в конечном итоге становится нецелесообразным. Часть техники даже модернизации не подлежит, настолько она технически устарела. С её утилизацией тоже возникает проблема, пустить танк на металл и переработать его в нечто более полезное оказывается слишком дорогим удовольствием, а военные очень не любят тратить лишние деньги. Так и стоят рядами сотни танков и прочей техники по всему миру, и в России в том числе.
Топчиха, Сибирь
В Алтайском крае находится село Топчиха, которое в первой половине ХХ века стихийно появилось вокруг железнодорожной станции. Сейчас там работает элеватор, собственный хлебокомбинат и типография. Там же в 1989 году при военном гарнизоне Топчиха-1 была организована площадка для хранения военной техники, которая поддерживалась в рабочем состоянии ремонтными бригадами.
Конечно, далеко не весь технопарк дожил до настоящего времени. Всё, что подлежало списанию, отправлялось на площадку под открытое небо. Образовавшееся кладбище военной техники настолько огромное, что его видно из космоса. Часть техники стоит под чехлами и явно ожидает своего часа.
Старые и уже никуда не годные танки и прочая бронетехника ржавеют на поле. Всё, что в них было ценного, давно демонтировано, а остальное понемногу растаскивают местные жители. Утилизировать этот металлолом никто не собирается.
Сьерра-Невада, США
На самом деле этот склад под открытым небом можно назвать танковым кладбищем только с натяжкой. Часть танков «Абрамс» М1 аварийные, другие явно частично разобраны. Правда, некоторое их количество завезли сюда едва ли не с завода, поэтому после некоторой проверки они могут отправиться к месту назначения.
Это место в горах Сьерра-Невада считается своеобразным танковым резервом. Здесь постоянно присутствует хорошая охрана, которая не пускает сюда никого постороннего. Благо, климат здесь практически идеальный для хранения техники: редкие осадки и сухой воздух.
Rockensussra, Германия
В городе Rockensussra находится уникальное предприятие, Battle Tank Dismantling GmbH Koch, которое было создано с единственной целью – для демонтажа бронированной техники. Это единственная компания в Европе, которая была сертифицирована НАТО. Она работает с 1991 года и с тех пор уже успела произвести неимоверное количество металлолома.
По некоторым оценкам, только к осени 2012 года было разобрано более 16 тысяч единиц различной техники, включая около 900 танков Leopard 1 и более тысячи БМП Marder. На текущий момент техники осталось не так уж и много, большая часть была демонтирована.
Харьковский Танкоремонтный завод
Территорию этого завода можно с полным правом назвать настоящей свалкой. Пока ещё существовал Советский Союз, со всей страны сюда в больших количествах свозилась вышедшая из строя техника. С безнадёжно сломанных машин снималось всё, что только могло пригодиться в работе, остальные же ждали своего времени.
После распада Советского Союза предприятие кое-как работало, но старые танки так и остались заброшенными. По крайней мере, так продолжалось до начала текущего конфликта на Украине, после чего старый хлам начали понемногу восстанавливать и использовать в качестве ZIPа.
Кабул, район Шакардара
За долгие годы, пока продолжались военные действия в Афганистане, в провинции Кабул образовался целый склад разнообразной военной техники. Здесь в итоге оказывалось всё, что уцелело после боёв и находилось в более или менее приемлемом состоянии. Сюда свозились не только танки, но и БМП, РСЗО и зенитные установки. В общем, всё, что удавалось эвакуировать с поля боя.
Что-то проводилось в порядок, что-то ремонтировалось. Какое-то время находившаяся здесь техника поддерживалась в приличном состоянии, но со временем её забросили, охрану территории сняли, и она превратилась в обычную свалку.
Рано или поздно современные танки тоже окажутся на свалке, но не новейший Abrams, он напичкан высокими технологиями и вряд ли когда-нибудь будет выпускаться.