Любой современный самолёт – это шедевр технической мысли и технического искусства. Чего стоит только поднять многотонную машину в воздух, заставить летать с огромной скоростью, маневрировать при этом и выполнять многочисленные функции. Особенно в этом плане выделяется военная техника, которая по многим параметрам сильно превосходят гражданскую авиацию. Впрочем, даже здесь случаются казусы, и некоторые боевые самолёты так и норовят убить своих пилотов.
Grumman F11 Tiger
Началом существования этого самолёта можно считать начало 1950-х годов, когда американские ВВС задумались о модернизации палубного истребителя F9F-6/7 Cougar. Все работы были завершены в 1953 году, а результатом стал совершенно новый самолёт, обладающий низким лобовым сопротивлением. Лётные испытания Grumman F11 Tiger начались уже в 1955 году, и он сразу же продемонстрировал свою способность вплотную подойти к скорости 1 Маха (скорость звука), хоть и обладал несколькими крупными недостатками, среди которых низкая надёжность двигателей. Тем не менее, случившийся в 1956 году инцидент с конструктивными недостатками не был связан.
В оснащение Grumman F11 Tiger входили 20-миллиметровые пушки, и в ходе назначенных на 21 сентября испытаний на сверхзвуковой скорости собирались протестировать работу гильзоотвода. Истребитель поднялся на высоту 6 тысяч метров, начал пикирование на скорости 1 Маха и дал две очереди из пушек, израсходовав весь боезапас на высоте 4 тысячи метров, после чего продолжил резкое снижение на сверхзвуковой скорости. Снижение продолжалось до 2 тысяч метров, когда по самолёту пришёлся сильный удар. Пилот подумал, что во всём виноваты птицы, и отправился на аэродром, но до него он дотянуть не смог. На расстоянии 3 километров до взлётно-посадочной полосы он выпустил шасси, тут же самолёт сильно качнуло, он начал терять высоту и упал в лесу. Пилот выжил, но получил сильные травмы.
На базе при обследовании Grumman F11 Tiger выяснился интересный факт: в истребитель попали его же собственные снаряды несмотря на то, что разница в скорости самолёта и снарядов была огромной. Скорость 20-миллиметрового снаряда составляла 2735 км/ч, а скорость самолёта – 1235 км/ч, но с физикой не поспоришь. После выстрела из-за сильного сопротивления воздуха скорость снарядов снизилась до 643 км/ч, а самолёт снижался на форсаже – 1416 км/ч. И в какой-то точке их траектории встретились, один снаряд попал в носовой обтекатель, второй пробил стекло кабины, а третий оставил дыру в воздухозаборнике и застрял внутри. От вибрации снаряд упал внутрь двигателя и полностью его разрушил.
Lockheed F-104 Starfighter
Вероятно, это один из самых спорных истребителей, которые когда-либо принимались на вооружение. Конструкторы «Локхид» начали над ним работать ещё в 1951 году, а главным инженером в то время был Кларенс Джонсон, известный своими неординарными техническими решениями. F-104 тоже должен был стать выдающимся, планировалось, что он превзойдёт всех своих конкурентов и далеко обгонит их по своим показателям. На тот момент ни один истребитель не мог похвастаться способностью летать на сверхзвуковой скорости, и конструкторы Lockheed задались целью перепрыгнуть эту планку.
Лётные испытания начались ближе к концу зимы 1956 года, и ещё два года потребовались, чтобы довести истребитель до уровня предсерийного прототипа, а тем временем стартовала масштабная рекламная кампания. F-104 Starfighter смог в два раза превысить скорость звука и обладал ещё некоторыми интересными показателями. Конструкторам удалось добиться отличных аэродинамических характеристик. Им заинтересовались многие страны и вскоре приняли на вооружение в Италии, Канаде, Японии и в других странах Европы и Азии, но реальность оказалась очень далека от идеала.
Конструкторы Lockheed пожертвовали всем, чтобы максимально повысить некоторые лётные характеристики, пожертвовав управляемостью и безопасностью. По всей видимости, они считали, что истребитель должен быстро настичь самолёт противника, поразить его ракетой и улететь восвояси. Когда же этого не происходило, пилот оказывался в весьма затруднительном положении, поскольку «Старфайтер» сильно уступал в манёвренности практически всем самолётам. В каких бы конфликтах F-104 не принимали участие, они неизменно оказывались лёгкой мишенью. Соединённые Штаты первыми отказались от их использования. Из-за конструктивных недочётов процент аварий был чрезвычайно велик, купившие их страны теряли до 47% машин во время самых обычных вылетов, а полёты на малой высоте вообще могли стать билетом в один конец. Система катапультирования оснащалась пиропатронами, а кресло выстреливалось вниз и пролетало 400 метров до открытия парашюта, пилот рисковал просто врезаться в землю. Самым мягким из заработанных самолётом прозвищ было «летающий гроб». После многочисленных аварий и сотен погибших пилотов было подано немало судебных исков.
Lockheed SR-71 Blackbird
Возможно, этот самолёт так никогда бы и не увидел свет, но всё решило упрямство того же Кларенса Джонсона из Lockheed. Весной 1960 года произошёл инцидент, который поставил крест на планах ЦРУ, планировавшего использовать самолёт А-12 для разведки над территорией СССР. Над территорией Советского Союза сбили высотный разведчик U-2, предшественника А-12, поэтому больше никто не хотел рисковать дорогостоящей техникой. Тем не менее подобный самолёт был необходим, и Кларенс Джонсон принялся за работу. Два его проекта забраковали, но он упрямо пытался изобрести что-нибудь новое, такое как разведывательно-ударный самолёт SR-71 Blackbird.
SR-71 стал прорывом в создании сверхзвуковых самолётов, он смог в три раза превысить скорость звука со своими 3529 км/ч. В его конструкцию также внедрили несколько инновационных технологий, поскольку самолёту пришлось работать в экстремальных условиях, и с использованием методов и материалов он попросту развалился бы в воздухе. На скорости в 3 Маха титановый корпус разогревался до 300 градусов, а кромка крыла – до 400. Правда, баснословно дорогой самолёт оказался чрезвычайно капризным и несколько раз пытался отправить лётчиков на тот свет.
В 1966 году на высоте более 24 километров отказала система управления самоё важной частью самолёта, воздухозаборниками. При попытке катапультироваться лётчиков-испытателей буквально выдернуло из кресла на скорости 3 Маха, один из них погиб. Годом позже во время наземных скоростных испытаний на мокрой взлётно-посадочной полосе её длины не хватило для торможения, магниевые колёсные втулки загорелись, а самолёт выехал за её пределы и ткнулся в землю. Пилот выжил, но с сильнейшими ожогами. В 1969 году самолёт разбился, предположительно из-за неисправных воздухозаборников и неправильного распределения мощности между двигателями. Были и другие катастрофы: из-за отказавшего электрогенератора, пожара в одном из двигателей и возгорания топливного бака.
Некоторые из самолётов настолько огромны, что на них устанавливают неимоверное количество двигателей.