Среди всех V-образных двигателей внутреннего сгорания особняком стоят моторы V12. По общему признанию, они являются вершиной двигателей этого типа и обеспечивают максимальную мощность. Правда, в последнее время от их установки всё чаще отказываются в угоду экологическим требованиям, но целый ряд производителей пока что не идёт на поводу этой моды.
Легендарный V12
С того момента, когда в двигателе внутреннего сгорания был всего лишь один-единственный цилиндр, прошло очень много времени, и мотор за это время эволюционировал в настоящее произведение технического искусства. Впрочем, нужно отдать должное инженерам: с момента изобретения четырёхтактного двигателя до появления первого V-образного мотора прошло всего три года. В 1989 году Вильгельм Майбах, который впоследствии станет очень знаменит, создал двухцилиндровый V2. Двигатель в такой модификации имел несколько интересных возможностей, поэтому его развивали всеми силами.
Самое главное в двигателе – развиваемая им мощность, инженеры как могли пытались поднять её всеми доступными им способами. Правда, с имевшимися в то время технологиями это было непростой задачей, а единственным способом это сделать было наращивание объёма. Правда, объём отдельно взятого цилиндра нельзя увеличивать до бесконечности, поскольку выше некоторого предела двигатель резко теряет эффективность. По этой причине увеличивали количество цилиндров, а первый 12-цилиндровый мотор появился в 1912 году. Разработанный в компании Panhard & Levassor мотор устанавливался в гоночные автомобили и имел угол развала цилиндров 60 градусов.
12-цилиндровые двигатели оказались гораздо мощнее всех свои предшественников, а высокая сложность и большая цена превратили их в ограниченный товар. Они и сейчас являются признаком некой эксклюзивности. Их устанавливают на гоночные машины, крайне дорогие спорткары и мощнейшие внедорожники, позволить себе которые может далеко не каждый. Время V-12 всё ещё не вышло, несмотря на все попытки вывести их из обихода из-за большого расхода топлива и столь же огромных выбросов. Производители по-прежнему выпускают V12, хоть их ряды и поредели за последние годы.
Aurus
Серия автомобилей Aurus стала первой отечественной разработкой подобного уровня. За всю советскую, а потом и российскую историю проектов такого масштаба не было ни разу, причём большая часть конструкции была разработана отечественными специалистами, включая и двигатель. Воплощали его в металле совместно с немецкими специалистами из BMW, но это касается лишь непосредственного изготовления. Весь двигатель до последней детали спроектировали специалисты НАМИ, а сам он являлся частью гибридной силовой установки.
И седан, и лимузин оснащаются двигателем V8 объёмом 4,4 литра, но на президентский автомобиль изначально собирались устанавливать 12-цилиндровый мотор. Вряд ли его разработку забросили, но о его судьбе на текущий момент ничего неизвестно. Главной же причиной замены V12 на менее производительный V8 стал его вес: он оказался слишком велик, а мощность, наоборот, недостаточно большой. Как бы то ни было, но пришлось использовать более лёгкий мотор, отказавшись от перспективного, но слишком уж тяжёлого. Возможно, он появился в будущем, даже если его и не будут устанавливать на «легковушки».
Gordon Murray Automotive
Это совсем молодая компания, созданная только лишь в 2017 году, но её отцом-основателем является инженер Гордон Мюррей, который некогда работал в гоночной команде McLaren. Он решил начать собственное дело и разработать нечто действительно уникальное, и ему это в полной мере удалось. Первой разработкой стал инновационный суперкар T.50, в который вложили самые последние достижения в различных областях. В нём использовали высокопрочные облегчённые материалы, систему управления вектором тяги, исследования в области аэродинамики, и самое главное, новый двигатель.
Его создание – заслуга специалистов Gordon Murray Automotive и компании Cosworth, а по своей структуре он уникален и не пересекается с двигателями других производителей. Одной из задач, которую поставили перед собой разработчики, было максимальное снижение рабочего объёма. Поэтому, несмотря на наличие 12 цилиндров, его объём составляет всего 3,9 литра. При этом он не имеет турбонагнетателя и является одним из самых мощных атмосферных моторов.
Lamborghini
В своё время Lamborghini Aventador стал настоящим откровением. Суперкар получил агрессивный дизайн, двери «крыло чайки», полный привод и активную подвеску. Разработчики постарались воплотить технологии из гоночных машин в автомобиле, предназначенном для дорог общественного назначения, а в результате получился суперкар с крайне «злым» стилем вождения. В нём всё было ориентировано на скорость, и даже силовая установка больше походила на гоночную.
Огромный двигатель V12 имел рабочий объём 6,5 литров, при этом производитель решил не устанавливать на него турбокомпрессоры, но даже без них мощность удалось поднять до 700 лошадиных сил. Правда, у силовой установки ещё оставался некоторый запас для тюнинга, а впоследствии инженеры ещё увеличили мощность до 780 лошадей. Впрочем, отказ от турбины только улучшил отзывчивость мотора. Он выдавал максимальные обороты 8500 об/мин и крутящий момент от 690 до 720 Нм.
Инженеры приложили немало усилий, чтобы добиться высокой удельной мощности, не допустив при этом перегрева. Суперкар может достаточно долгое время работать едва ли не на пределе своих возможностей. В частности, двигателю достались титановые впускные клапаны, способные выдержать значительные рабочие температуры и сохранить работоспособность в жестких условиях.
Силами энтузиастов под капотом обычных автомобилей порой оказываются огромные моторы из танков и самолётов.