Красивые, редкие и эксклюзивные автомобили в своей стоимости давно обогнали любой антиквариат. За некоторые экземпляры коллекционеры готовы заплатить целое состояние, лишь бы заполучить их в собственную экспозицию. Не так давно стало известно, что одна из самых редких машин Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe была выставлена на продажу и продана за астрономическую сумму.
Звезда гоночного трека
Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe – уникальный автомобиль, существующий всего лишь в двух экземплярах, а своим появлением он обязан Рудольфу Уленхауту. Он создавал новый болид для гонок и собирался сделать нечто выдающееся. Получившееся в итоге двухместное купе впоследствии стало одним из самых красивых и известных среди всех автомобилей Mercedes-Benz.
Ещё до войны и в послевоенные годы немецкий производитель активно работал над созданием гоночных автомобилей, выделив для этого специальное подразделение. Участие в гонках собственной команды – отличная реклама, которая сулит большую известность даже в том случае, если не удаётся занять первое место. Одной из самых удачных машин стал двухместный родстер Mercedes-Benz 300SLR, именно на его основе впоследствии и построят знаменитое купе.
Его соберут на базе болида W196, который принимал участие в соревнованиях «Формулы-1». Приводил его в действие модернизированный рядный восьмицилиндровый двигатель объёмом три литра. Он работал на высокооктановом топливе, состоящем из смеси бензола, этилового спирта и бензина и был способен выдать до 310 лошадиных сил.
Внешний вид родстера был крайне необычным. Двигатель оказался слишком большим, чтобы поместить его под капот, поэтому его смонтировали с наклоном под углом 30 градусов. И даже так на крышке капота пришлось делать для него выпуклость. Сам гоночный автомобиль построили на основе пространственной рамы весом 50 килограмм, кузов сделали из сплава Elektron на основе магния, а крышку багажника оборудовали электроприводом и превратили в воздушный тормоз.
Обладая небольшим весом всего лишь 901 килограмм, низким сопротивлением воздуху, отличной динамикой и способностью разгоняться до 300 км/ч, 300SLR смог выиграть много гонок и заработать отличную репутацию. Правда, это был последний гоночный автомобиль производителя, поскольку на одном из этапов «24 Ле-Мана» он столкнулся с другим болидом и вылетел на трибуны, а тушить его оказалось очень сложно, горел непосредственно магниевый кузов. Как итог – все родстеры отозвали, а от разработки гоночных машин впоследствии отказались вообще. Всего было изготовлено 8 автомобилей. Между тем история на этом не закончилась.
Бесценный раритет
Было изготовлено девять шасси для сборки болидов Mercedes 300SLR, но было ещё два. Их изготовили для Рудольфа Уленхаута, который трудился над очередной своей разработкой. При этом он собирался создать не гоночный автомобиль, а дорожный, обладающий экстремальным спортивным характером. По замыслу он должен был сочетать в себе черты двух знаменитых предшественников: 300SLR и 300SL.
От первого досталось облегчённое шасси с переработанным мотором болида «Формулы-1», а от второго – тип кузова. Так и получилось, что родстер получил жесткий верх с дверьми типа «крылья чайки». Дополнительно ему достался удлинённый капот, красивые колёса, закруглённое лобовое стекло и трубы выхлопной системы, выведенные по правую сторону. Автомобиль назвали Uhlenhaut Coupe по имени его создателя и изготовили только в двух экземплярах.
На тот момент купе было самым быстрым автомобилем, предназначенным к эксплуатации на дорогах общего пользования, и могло развивать скорость до 290 км/ч. Будучи инженером, Уленхаут занимал должность главы гоночного подразделения и разрабатывал машину для участия в гонках в следующем 1956 году. Между тем из-за случившейся на соревнованиях аварии и последующего отказа производителя от участия в гонках проект оказался заброшенным. В конечном итоге обе машины отправились в музей Mercedes-Benz и стали жемчужиной экспозиции. Все знали, что стоят они баснословных денег, но никто не знал, сколько именно. Оценкой их не занимались, поскольку никто и никогда не собирался их продавать. Между тем в ходе проведённой позже пресс-конференции стало известно, что в результате торгов, организованных в мае 2022 года, один из автомобилей всё-таки был продан и стал наиболее дорогой коллекционной машиной в мире.
Машина ценой в состояние
По словам директора Mercedes-Benz, купе Uhlenhaut стало знаковым для производителя, а использованные в нём конструкторские приёмы и принципы во многом определили дальнейшую эволюцию автомобилей. Продать же его решили для финансирования фонда Mercedes-Benz и стипендиальной программы, то есть для обучения детей, которые впоследствии могут стать отличными специалистами.
Закрытый аукцион организовали непосредственно в музее Mercedes-Benz при участии представителей аукционного дома RM Sotheby’s. Торги прошли 5 мая 2022 года, а публично сообщили об их организации лишь в середине месяца. Информацией о том, кто именно стал владельцем 300SLR Uhlenhaut Coupe, организаторы торгов делиться не спешат, известна лишь сумма покупки – 135 миллионов евро.
Экземпляр с красным салоном (с синим остался в музее) неоднократно демонстрировался на различных мероприятиях и выставках и неизменно привлекал к себе внимание. В 1986 году компания провела его реставрацию и затем поддерживала техническое состояние на должном уровне.
Пока что 300SLR Uhlenhaut Coupe является самым дорогим ретро-каром в истории, до него это место занимал Ferrari 250 GTO. Спорткар в 2018 году приобрёл Дэвид Макнил, генеральный директор компании WeatherTech. Стоила эта покупка ему 70 миллионов долларов.
Такие автомобили как Mercedes-Benz C112 являются буквально выставками на колёсах и вмещают в себя многочисленные новые технологии.